Искать
«Майское утро»
Автор: Сергей МАНСКОВ журнал "Алтайский крестьянин"
10.10.2020
14:04
«Майское утро»
К началу 1920 года степной Алтай был освобожден от колчаковских войск, крестьянский мир возвращался к созидательному труду. Злое и кровавое пятилетие, в которое уместились мировая война, революции и братоубийственная гражданская,уходило в прошлое. Люди верили, что все плохое позади и пришло время счастливой жизни. По всей стране стали организовываться коммуны. Самой известной коммуне Алтая этой весной исполняется 100 лет.

Начало

С 1915 года на «сходне» села Верх-Жилино молодой учитель Адриан Топоров устраивал коллективные читки. Со всех окрестностей собирались жадные до информации земледельцы. Сельский просветитель громко читал газеты, журналы, а главное — произведения русской и зарубежной классики. Методика просвещения была бесхитростная, но результативная, так как через короткое время несколько мечтателей приняли решение создать коллективное хозяйство с обобществленным имуществом. Днем рождения коммуны стало 20 марта 1920 года. Малограмотная коммунарка Прасковья Зайцева поэтично нарекла новое дело «Майским утром».

Первые коммунары явились на сельский сход с просьбой выделить им землю, но «старички» стояли стеной и отказывали поборникам нового коллективного хозяйства. ГУБЗЕМОТДЕЛ, как главный представитель советской власти, дал кусок земли в трех километрах от Верх-Жилино Косихинского уезда, но вмешательство Барнаула только добавило масла в огонь. Как писал в 1922 году Адриан Топоров в газете «Красный Алтай»: «В сущности, это беспричинно, тупо, бессмысленно, но тем не менее, отсюда забил первый источник злобы, все больше и глубже размывающий пропасть между двумя мирами: коммунарами и некоммунарами». Эта пропасть не исчезала все 12 лет существования «Майского утра».

Удача была на стороне 22 мужчин и 27 женщин. Обобществленный скот насчитывал 27 лошадей, 19 коров и 73 овец и коз. Птицы остались частной собственностью. Всю весну и лето строились школа, дома, скотные дворы, большой Народный дом. Раскорчевали поле и посеяли просо, урожай которого осенью удивил коммунаров. Перезимовали пшенной кашей, старыми запасами и дарами леса. Благо, коммуна расположилась в обширной березовой роще, переходящей в сосновый бор. Перед ней — длинная и широкая падь. Позднее ее перегородили земляной дамбой и создали живописный пруд с плавучим торфяным островом. Справа — дорога из Журавлихи. Развилку с ней образует дорога из Косихи. Перед прудом — объекты животноводства и посевные поля. В центре поселка — правление коммуны, слева на опушке соснового бора — школа и дом, построенный для семьи учителя. Учитель — человек эпохи просвещения и стал, как в последствии сказали чиновники-ревизоры, «седьмым трактором коммуны». Адриан Топоров — крестьянин из бедной многодетной семьи — сумел получить образование из книг и стать примером для большинства окружающих его людей. Вот краткий список его профессий: учитель, писатель, музыкант, музыковед, театральный режиссер, чтец, оратор, журналист, эсперантист, библиофил и книговед, общественный деятель, создатель смыслов и идей.

Уже в первый год создании коммуны сформировалась главная идея коллективного труда и культурного просвещения. Не нужно было жить индивидуальным подворьем — питались в общей столовой и после тяжелого рабочего дня устраивались коллективные читки, учились грамоте. Дети весь день находились в школе или в Народном доме. Подрастая, они выходили в поле работать наравне со взрослыми.

Экономическое чудо

Зимой 1921 года случилось чумышское восстание и к недоброжелателям-соседям прибавились вооруженные бандиты. Первопоселенцы вспоминают, что при появлении большой группы людей они прятались в лесу, оставляя сельхозработы. Позднее была организована вооруженная охрана коммуны.

Кольцо врагов еще более сплотило круг тружеников и романтиков. Отсюда и особые отношения внутри поселения. Здесь не бились кольями за свои межи, а искренне помогали друг другу и дружили. Мария Седых рассказывала, что здесь никто не ругался матом и обращались друг к другу по имени-отчеству. Ни на одном доме не было замков. Жили и работали по совести. При поступлении в коммуну новых людей «учиняли допрос»:

— Признаешь ли коммуну?

— Будешь ли работать в ней добросовестно?

— Желаешь ли поддерживать все ее культурные начинания?

— Не будешь ли склочником, раскольником?

Традиционный изнурительный труд не заканчивался вечером бессмысленным смотрением в окно или пьянкой. Отличием «Майского утра» от других по‑добных хозяйств стало культурное просветительство. «Первые коммунары ничего не жалели для развития культурно-просветительской работы. Так, в голодный 1921 год они отдали малаховскому художнику М. П. Дрожжину лошадь, целый воз мяса, сала муки, пшена, овощей — за украшение Народного дома, написание театральных декораций и портретов вождей. Тогда же были приобретены в Барнауле театральные костюмы и многие музыкальные инструменты». Культура изменила тип отношений внутри коммуны, а следом поднялась и экономика.

За два года и четыре месяца в «Майском утре» произошло экономическое чудо. Урожайные годы, научное подход к земледелию и скотоводству позволил создать образцовую хозяйственную модель. В 1924 году перешли на многополье.

Появились коровы голландской породы, которые позволяли изготавливать такой объем сливочного масла, который перекрывал оборот 14 ближайших деревень. Йоркширские свиньи, закупленные в Англии, давали мяса с избытком. Большая пасека обеспечивала медом и воском. Огород коммуны давал все необходимые ягоды, овощи, одних помидоров насчитывалось 20 тысяч кустов. Пер-выми вырастили на алтайской земле арбузы. Начали производить дорогостоящее маковое масло. И все эти блага не только сдавались государству, но и оставались для потребления внутри коммуны.

Деньги заменили боннами — раздаваемыми коммунарам талонами. На третьем году существования хозяйства люди действительно приблизились к коммунистическому ведению хозяйства, когда от каждого по возможностям, каждому — по потребностям. В 1924 году в коммуне не осталось ни одного неграмотного человека, кроме Степана Железникова, который «не выказал никаких способностей постичь тайну звукосложения».

В 1925 году появился тридцатисильный трактор «Интер», смотреть на который сбежались жители окрестных деревень. Позднее докупили еще 5 тракторов. Освободились люди и лошади, активнее пошла раскорчевка леса, увеличились посевные площади. В журнале «Коллективист» Адриан Топоров приводит такой диалог коммунаров:
«  — Мотри, вздохнули при нем. Работу дюжую на себя забрал…

— О, кабы не трактор, давно бы у всех у нас килы из пуз лезли. А теперича? У одного Микиты Ивановича была — и туе зашили.
— Жильем, дворами завелись, оделись, обулись…

— Да еще у которых ботиночки с калошами… мое почтение, чень-брень, Франт Бутылкин. Идеть, ровно благородный какой!»

Новая жизнь

В 1926 году здесь числилось уже 29 хозяйств и 139 жителей. До 1919 года бессменным руководителем был Петр Зубков, но главным началом этого нового мира был Адриан Топоров. Он создал детский и взрослый хоры. Самодеятельный театр представлял постановки к праздникам. Закупили 30 музыкальных инструментов, освоили нотную грамоту и создали оркестр. Регулярно выходила стенгазета. Осуществлялся санитарный надзор. Приезжали лекторы из Барнаула, Новосибирска и Томского университета. Самыми желанными были ученые агрономы, ветеринары и врачи. Гигиена стала одной из главных тем в коммуне. Новая жизнь предполагала и новый быт. Коллективное начало позволило избавиться от общей «хлебальной» посуды, сдали в музей деревянные ложки и закупили современные тарелки, ножи, вилки и ложки. Коммуна оплатила мануфактуры на постельное белье и личные полотенца. Благодаря этому бушующие вокруг эпидемии тифа, туберкулеза, сифилиса не пришли в «Майское утро».

Яркий новый опыт привлек внимание власти. Спускаемые сверху циркуляры часто носили сомнительный характер. Однажды явился чиновник с приказом перевести все пчелиное хозяйство на клевер. Коммунары перенесли пасеку на клевер и скосили все медоносное разнотравье. Нововведение было неудачным и потребовались годы, чтобы восстановить эту область хозяйства.
Затем пошел всесибирский проект замены скота на сибирские породы. Мол, болеют племенные коровушки туберкулезом, а наши буренки к нему невосприимчивы. Тут вся коммуна встала и не дала забить свой скот. Более десяти человек были арестованы и отправлены в барнаульскую тюрьму. Никто не знает, чем бы завершилось это дело, но уже через несколько дней самих реформаторов признали (в кои‑то веки справедливо) вредителями, а коммунаров отправили домой.

Пытались управлять и культурой. В середине 20‑х годов явился в коммуну некто Нахлупин — инструктор райисполкома для чистки библиотеки и начал уничтожать книги по классовому принципу. Сжечь графа Толстого, на растопку «Дворянское гнездо», Бунина в печь. Большое количество книг Топоров привез из уничтоженной церкви, так что «подрывной литературы» было много.
Большая информационная война началась именно из‑за книг.

Неудобный Топоров

Сельский учитель и коммунарский идеолог был неудобен властьимущим. Во время читок литературных произведений крестьянам он запросто мог сказать, что в основной своей массе молодая советская литература «в подметки не годится» литературе классической. Только Топоров мог в 20‑е годы читать детям на уроках и заучивать с ними наизусть стихотворения Мережковского, Есенина, превозносить, как бессмертные, творения будущего Нобелевского лауреата Ивана Бунина, в те годы политэмигранта из Франции.

Ежедневные вечерние читки заканчивались обязательным обсуждением книги. С 1926 года началась публикация отзывов крестьян «Майского утра» о произведениях художественной литературы — в первую очередь сибирских писателей.

И примерно с того же времени началась «война» в Новосибирске между группой «Настоящее», возглавляемой редактором газеты «Советская Сибирь» А. Курсом и редколлегией журнала «Сибирские огни» во главе с В. Зазубриным. Восторженный отзыв крестьян о его романе «Два мира», опубликованный в «Сибирских огнях» в 1928 году, вызвал крайнее озлобление против Топорова «настоященцев». В «Советской Сибири» последовала погромная статья корреспондента О. Бара «Как учитель Топоров разъясняет крестьянам-коммунарам китайскую революцию и современную литературу». За ней последовали и другие, суть которых в следующей цитате: «Барин, который не может забыть старого. Хитрый классовый враг, умело окопавшийся и неустанно подтачивающий нашу работу. Одиночка-реакционер. Ожегся на открытой борьбе, теперь ведет ее исподтишка». После таких ярлыков впору ждать ареста.

Вспоминает сын просветителя Герман Топоров: «Однако инициатор травли Курс и ее исполнитель Бар крупно просчитались. Они полагали, что все сведется к литературной борьбе и не учли, что Топоров и его работа — это не интересы отдельной личности, а дело — причем из любимейших — всего коллектива коммуны. Гневно запротестовало «Майское утро». Коммунары-комсомольцы и коммунисты настояли на приезде авторитетной комиссии. Приехало 11 человек сибирского начальства и сотрудников ГПУ.

Реплики членов комиссии после семи дней расследования:

Нусинов: «Товарищ Топоров. У вас здесь истинные чудеса: и эти читки, и оркестр, играет классические вещи! Нигде в деревне не встречал!»

Калушин: «Приезжай, Топоров, ко мне в Барнаул. Подарю коммуне собственное пианино за стоящие дела!»

Вскоре Нусинов опубликовал в «Советской Сибири» статью-опровержение «Об учителе Топорове, «топоровщине» и проницательности тов. Бара». Ниже статьи последовали извинения редакции газеты и самого О. Бара».

В эти же дни в «Майское утро» прибыл московский спецкор «Известий ЦИК» отец знаменитого журналиста Абрам Аграновский. После этой командировки коммуна прогремела на всю страну: «Невероятно, но факт. В сибирской глуши есть хуторок, жители которого прочли огромную часть иностранной и русской классической и новейшей литературы. Не только прочли, а имеют о каждой книги суждение, разбираются в литературных направлениях, зло ругают одних авторов, одни книги, отметая их, как ненужный вредный сор, и горячо хвалят и превозносят других авторов, словом, являются не только активными читателями, но и строгими критиками и ценителями… Он оказался сильнее десятков бюрократов, головотяпов, он победил их, и коммуна «Майское утро» входит в первую фалангу бойцов на социалистическом культурном фронте».

С 1928 года детище Топорова приобретает всесоюзную известность и сюда едут перенимать экономический и культурный опыт. Так, приехавший журналист и писатель Борис Горбатов успевает не только собрать информацию для публикации, но и сыграть в спектакле по «Недорослю» Дениса Фонвизина. В 1930 году Москва издает книгу Топорова «Крестьяне о писателях», получившую высокие оценки Максима Горького, Николая Рубакина, Анатолия Луначарского и других. Непосредственные отзывы крестьян на книги классиков и современников становятся новым подходом в науке о литературе. Получив гонорар за книгу, Адриан Топоров стал делить его между всеми участниками книги пропорционально числу строк.

Закат коммуны и ее космическая слава

В год великого перелома демократия общих собраний заканчивается. Прежние выборные руководители удалены и назначены совершенно чужие для коммуны люди. Подросшие в этой удивительной атмосфере дети разъезжаются по училищам и институтам и не возвращаются обратно. В полной мере набирает обороты коллективизация сверху. Адриану Топорову создают такие условия, что он вынужден всей семьей покинуть в 1932 году «Майское утро» и перебраться сначала в Пермский край, потом в Старый Оскол, где его и арестуют как врага народа в 1937‑м.
Двенадцать коммунарских лет романтики и ежедневного труда сменяются двенадцатилетием тюрем и лагерей. В первой половине тридцатых готов коммуна прекращает свое существование, оставив главный итог — целый ряд выдающихся личностей.

В 1948 году, после выхода на свободу, Адриан Топоров поселился на Украине. Далее фрагмент его воспоминаний: «…Понес пакет на почтамт утром в воскресенье 6‑го августа 1961 года. Было тепло, солнечно. Иду обратно. Из раскрытого окна одного дома до меня донесся четкий голос радиодиктора Левитана: в космос полетел корабль «Восток-2» на борту с летчиком-космонавтом Германом Степановичем Титовым…

Я остолбенел: имя, фамилия и возраст нового космонавта были мне знакомы. Я и все члены моей семьи с волнением спрашивали друг друга:
— Неужели это — сын наших Степы и Саши Титовых?! Может быть, в СССР есть второй Герман Степанович Титов?!

Сидя у репродуктора, мы сгорали от нетерпения, ожидали сообщения краткой биографии героя. Минуты тянулись мучительно долго. Наконец мы услышали: это — он, да, он, наш Герман! Сын моих славных воспитанников из «Майского утра» Степы и Саши Титовых! Волна неизъяснимой радости облила мое сердце. Ликовала и семья…».
В первых же интервью Герман Степанович назвал своей колыбелью «Майское утро», а Адриана Топорова своим «духовным дедом». И все изменилось. Признанная после ареста вредительской книгой «Крестьяне о писателях» была напечатана и переиздается и сегодня.

В 2017 году Дмитрий Егоров в томском ТЮЗе ставит спектакль по книге, который и сегодня пользуется огромным зрительским вниманием. В июле 2019 года Алтайский краевой институт повышения квалификации работников образования (АКИПКРО) переименован в Алтайский институт развития образования имени Адриана Митрофановича Топорова. В крае проходят топоровские чтения, в Верх-Жилино регулярно идут топоровские читки. Архив великого просветителя хранится в санкт-петербургском Пушкинском доме и Государственном музее истории, литературы, искусства и культуры Алтая.

Возврат к списку

Что будут выращивать российские фермеры на горизонте 20-30 лет
Жизнь
01.02.2022
11:12
Автор: РСХБ
Прогноз экспертов
Тайна одной картины
Жизнь
14.09.2021
09:33
Автор: Анна МОИСЕЕНКО
Откуда в сельском ДК взялось полотно с гостями из Индии на рубцовских полях
Такого не было даже в СССР
Жизнь
06.04.2021
15:56
Автор: lenta.ru
Министр сельского хозяйства отчитался перед президентом
Валютный продукт
Жизнь
24.10.2020
14:07
Автор: Сергей МАНСКОВ журнал "Алтайский крестьянин"
Или Что нужно знать о настоящем меде
Маралий дух
Жизнь
17.10.2020
14:09
Автор: Сергей МАНСКОВ журнал "Алтайский крестьянин"
Или Как алтайское тотемное животное способно подарить здоровье человеку
«Майское утро»
Жизнь
10.10.2020
14:04
Автор: Сергей МАНСКОВ журнал "Алтайский крестьянин"
Или как сто лет назад Адриан Торопов основал на Алтае удивительную коммуну

Цифра дня

Еще 5 млрд рублей
выделило Правительство РФ на льготное кредитование аграриев. Общий бюджет этого направления составляет 215 млрд рублей.
выделило Правительство РФ на льготное кредитование аграриев. Общий бюджет этого направления составляет 215 млрд рублей.