Воспитанники профессионального лицея села Гальбштадт, будущие трактористы и механизаторы, закрепляют теоретические знания на практике на полях учебного хозяйства.
АЗЫ ПРОФЕССИИ
Ежегодно ребята под руководством мастеров производственного обучения засеивают зерновыми культурами более 800 гектаров, а в страду сменяют друг друга за штурвалами комбайнов. В этом году к уборочным работам начинающие механизаторы приступили еще в середине августа, поэтому уже полностью обмолотили овес и ячмень, а в начале сентября вели косовицу и обмолот пшеницы.
Заведующий учебным хозяйством Николай Гайдамакин с сожалением констатирует, что за последние годы комбайно-тракторный парк лицея практически не обновлялся, поэтому азы профессии ребятам приходится постигать на стареньких «Нивах» и почтенного возраста МТЗ. Но и в этом, отмечает руководитель учхоза, есть положительный момент.
— Научившись работать на тракторах и комбайнах еще советского образца, поняв принцип работы всех узлов и деталей, учащиеся получают отличный практический опыт и впоследствии без труда смогут разобраться и с более сложной современной техникой, — считает Николай Николаевич. — К примеру, у нас есть один Т-4. Таких тракторов в колхозах давно не осталось, а мы сохраняем его: со стартера каждый может трактор завести, а ты попробуй его с пускового двигателя запустить. Каждый механизатор, считаю, должен уметь это делать.
Многие из ребят решили получить профессию тракториста и механизатора осознанно.
— Я сам из Протасово, пошел в училище, чтобы получить специальность, а затем вернуться работать в свое село, — серьезно рассуждает студент 1-го курса Александр Гооге. — Наша семья арендует землю, обрабатывает ее, поэтому рабочие руки всегда нужны. В перспективе я хочу трудиться в сельском хозяйстве и помогать своим родителям.
Его односельчанин и сокурсник Александр Берх также планирует работать в сфере сельскохозяйственного производства. В день нашего визита в учебное хозяйство два Александра самостоятельно (хоть и под неусыпным присмотром мастера) скосили первые в их жизни гектары пшеницы. Интересуемся у ребят, как их самочувствие после нескольких часов напряженной работы.
— Устали немного, конечно, но силы еще есть, — признаются парни и вновь поднимаются в кабину видавшей виды «Нивы»: трудовой день в разгаре.
ВСЁ ПРАВИЛЬНО СДЕЛАЛ
А вот учащийся 3-го курса Николай Фаус управляется с комбайном уже почти профессионально: может даже на слух определить, где какая неисправность случилась. Вот и сейчас его «Нива» замерла на краю поля. Что случилось, неужели поломка? С Николаем Гайдамакиным мчимся на его рабочей «Газели» к заглохшему комбайну.
— Резко повысилась температура двигателя, я погонял его вхолостую, а затем заглушил, — объясняет причину остановки Николай. — Как остынет, продолжим работу, а между делом надо проверить уровень масла и жатку посмотреть.
Руководитель учхоза не очень то и доволен вынужденным простоем, но признает: парень все сделал правильно, в противном случае загубил бы двигатель.
— Вот из таких то ребят, как Николай, и выходят толковые работники, — уже после высказывает мнение Николай Николаевич. — Таких сразу видно — труженик.
Интересно, что на учебу в Гальбштадтский лицей Николай Фаус пришел, окончив два курса Славгородского педагогического колледжа. Планировал стать учителем физкультуры, но решил, что работа на земле — вот дело, которым он действительно хочет заниматься в жизни. Уже через полгода юноша получит документ о профессиональном образовании. Николай надеется найти работу по специальности в своем районе, а еще подумывает о совмещении трудовой деятельности с учебой в аграрном вузе или колледже.
Ежегодно из стен Гальбштадтского лицея выходят почти два десятка дипломированных специалистов — трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства. Как правило, следующим пунктом биографии большинства парней становится служба в армии, а уж затем многие из них приходят на работу в сельхозпредприятия района.
Юрий БАРСУКОВ
Немецкий национальный район