Не один десяток лет житель села Боровского Владимир ОКОЛЕЛОВ занимается столярным делом – создает эксклюзивные авторские изделия из дерева. Благодаря средствам социального контракта сельчанин смог расширить мастерскую и улучшить условия труда.
Браво, мастер!
Ухоженный дом сразу привлекает внимание резными наличниками – плодами столярного ремесла Владимира Околелова. Приглашая нас в свою мастерскую, скромный Владимир Николаевич слегка смущается, ведь для каждого мастера рабочее место – святая святых. Как только мы переступаем порог, в памяти всплывают строки знаменитого стихотворения Джанни Родари: «Мимо столярной идёшь мастерской – стружкою пахнет и свежей доской». Сначала даже голова немного кружится от запахов, а потом проникаешься атмосферой тепла и уюта.
Вокруг – эксклюзивные табуреты, скамьи, разделочные доски… Даже топорище – и то у мастера необычное, резное. Некоторые изделия уже готовы к отправке новым хозяевам, другие еще находятся в процессе создания.
Привлекает внимание деревянная голова оленя, вырезанная искусными руками. Ее, по словам Владимира Николаевича, заказали охотники. Рядом изящное деревянное панно, изображающее грациозных птиц в лесной чаще. После окраски акриловыми красками оно засияет по-новому и станет настоящим украшением интерьера.
– Одно такое дочь забрала с собой в Турцию. Там случай был – таможня не пропускала, посчитала антиквариатом. Из-за моей картины даже рейс задержали. Хотя, я считаю, не было в нем ничего особенного... – скромничает мужчина.
Удивительно, но столярному ремеслу Владимир Околелов специально не обучался.
– Вообще я железнодорожник по образованию. Окончил училище, техникум, работал мастером в железнодорожном училище, после ушел на завод в конструкторское бюро. Доработался до токаря-расточника шестого разряда, – рассказывает сельчанин. – У меня тринадцать специальностей, включая курсы повышения квалификации! Эта – четырнадцатая, учусь на старости лет! А мастерить я любил всегда. Деды мои, хоть по матери, хоть по отцу, плотничали-столярничали. Вот и я старался. Хотел, чтобы дома красиво было, уютно. Первые свои деревянные изделия вырезал еще в школе. Ножом – бюст Владимира Ильича Ленина, на наждаке – шахматы.
Дело по душе
Это сейчас Владимир Николаевич сельский житель, а когда-то жил в городской квартире. Но и тогда предпочтение отдавал деревянной мебели. Самостоятельно изготовил прихожую и кухню из подручных материалов, необходимые детали приобретал в магазине «Сделай сам».
Из-под его рук выходили изящные двери и кровати с искусными резными спинками – не для продажи, а в дар близким и друзьям. Эти уникальные предметы украшают дома в Благовещенске, Комсомольске-на-Амуре, Ростове-на-Дону, радуя своих обладателей мастерством и теплом души сельского умельца.
– Я и не ожидал, что мои изделия начнут пользоваться спросом. Заказы поступают и от местных жителей, и от иногородних. В Барнаул делаю угловую кухонную зону, есть заказ в Славгород, три стола в Костин Лог. Особенно популярна сейчас садовая мебель: столики, беседки, качели, – рассказывает мастер. – Я себя не рекламирую, в интернет не выхожу, потому что в этом нет необходимости. Больше работает сарафанное радио. По старинке, из уст в уста.
Владимир Николаевич признается: повысить качество и объем производства он смог благодаря социальному контракту. На 350 тысяч рублей были приобретены современные станки: ленточно-дисковый шлифовальный, рейсмусовый, многофункциональный деревообрабатывающий, ленточная пила, фрезерная кромочная машина, вытяжное оборудование, сверлильный станок, торцовочная пила, лобзик, кромочный фрезер, ленточная шлифовальная машинка, токарный станок и расходные материалы. Эти станки открыли огромные возможности для творчества и производства.
– До этого работал, можно сказать, на коленках. Станок самодельный был, еще с тех пор как я работал на заводе. Без средств соцконтракта было бы сложно приобрести такую технику, да и вся сопутствующая оснастка недешевая, – рассказывает он. – Я и знакомым советую: оборудование покупайте и работайте.
Сейчас сельский самородок задумывается над расширением столярной мастерской, чтобы увеличить рабочее пространство и организовать там сушку древесины. Пока же заготовки сушатся в отдельной постройке, приспособленной для этих целей и оборудованной печкой.
Главное – дарить радость
На вопрос, чем ему нравится дерево, Владимир отвечает, немного смущаясь:
– Оно живое. Душа, что ли, у него есть… Когда работаю с деревом, разговариваю с ним. Посмотрите, у каждого своя структура. Возьмем нашу березу, боровскую, и, к примеру, из Сорочьего Лога – она разная. Гляньте, искрится! Годовые кольца посчитаешь и узнаешь, сколько лет дереву, какое лето было: засушливое или благоприятное. Ни один современный материал не может заменить живую прелесть натурального дерева и наполнить дом особым теплом. Уникальный материал, с которым работать приятно. Знай, придумывай себе живую сказку.
И он придумывает. Нет, не для коммерческого успеха, а чтобы людям сделать приятно.
– Товарищ как-то пришел и попросил подарок сделать снохе на юбилей. Говорит, зашел в магазин, а там стол стоит за 27 тысяч. Куда же столько! Ну, я сделал в половину цены. Сноха расплакалась – так понравился. Или, к примеру, стол для большой семьи изготовить - такой, чтобы все вмещались. Или будку для любимой собаки – это тоже приятно. Главное ведь радость дарить…
Мастерство нашего умельца поистине безгранично – за любое дело он берется с полной отдачей и доводит его до совершенства, ведь работает с душой. Рядом с ним всегда любимая супруга Ольга Николаевна – его надежная поддержка и опора, заботливая и гостеприимная хозяйка. В их доме всё наполнено особой атмосферой гармонии и любви. Вместе они создают уют, трудятся в саду и заботятся о своём винограднике.
Кстати, в день нашего приезда Владимир Николаевич праздновал свой день рождения, но проводил его за любимой работой. Возможность творить и делиться своим мастерством с окружающими – это ли не счастье?