Речь, конечно, о голоде кадровом, и почему в сельском хозяйстве он стоит острее, чем в других отраслях. Ответ на это, по мнению агарного журналиста Евгении АСОЯН (проект «Культиватор»), кроется в сложившемся образе российского сельского хозяйства, иными словами, в имидже отрасли в Интернете и СМИ, а главное – в умах молодежи, которая пока не торопится работать на селе.
Далекая звезда
За 30 лет российское сельское хозяйство преобразовалось из «черной дыры» экономики в ее новую «звезду». Языком астрофизики, сколлапсировало. Однако, наша общественность, а прежде всего молодежь, до сих пор видит эту «звезду» издалека.
Собеседником Евгении в этом вопросе выступил руководитель федеральной программы «Мастерская новых медиа» Михаил Канавцев. В обсуждении сразу сошлись на том, что образ сельского хозяйства сильно искажен, и молодежь в большинстве своем ассоциирует его с низкими уровнем комфорта труда и зарплат, а также удаленностью от возможностей современной жизни.
«В нашем сельском хозяйстве есть предприятия, которые ушли далеко вперед – где есть что показать наглядно и красиво. Но есть и обратная сторона. У нас хватает и населенных пунктов, проезжая которые, мы видим заброшенные дома и ветхую инфраструктуру. Конечно, разница существует и между регионами. Есть такие места, где людям просто нет нужды объяснять, куда им идти работать, – говорит Канавцев. – Но суть в том, что молодых людей не обманешь. Они прекрасно понимают, что в их родном селе есть некое предприятие, откуда, например, плохо пахнет и которое невзрачно выглядит, и они туда не хотят. Даже если поблизости стоит плакат, с которого улыбается опрятный работник, они в это не поверят, потому что вокруг разруха».
По мнению Михаила Канавцева, суть в том, что «культ комфорта» стал нормой жизни, особенно в молодежной среде. Образ сельского хозяйства, к сожалению, сложился в головах большинства не слишком ценный. Очевидно, что это жизненно необходимо менять, причем не иллюзорно, а через демонстрацию лучших аграрных практики.
«Кто или что закладывает в голове у ребят «культ комфорта»? Ведь это лишь иллюзия, – рассуждает Асоян. – Будем честны, большая часть россиян работает далеко не в комфортных условиях, причем в любой отрасли. Даже сидеть за компьютером – не лучший вариант. Такой труд далеко не для всех. Даже городскому жителю может быть тяжело сидеть в офисе. Он это чувствует и где-то понимает, что ему было бы психологически ближе и здоровей работать, что называется, на природе».
Капля в море
Любой образ складывается из разных картинок в одну мозаику, в данном случае включает и образ работника-агрария, который молодежь примеряет на себя.
«Я долго работал в системе высшего образования и могу с точностью сказать, что в профессию идут ребята, вовлеченные в ту деятельность, которую университет дает возможность развить, – отмечает Михаил Канавцев. – Допустим, ребенок на уроке биологии заинтересовался селекцией или прививанием плодовых деревьев, а главное успел увидеть результат – такой с радостью пойдет в профессию и будет ее любить. Или, например, мальчишка в детстве чинил сельхозтехнику с отцом или ездил по полям с отцом-агрономом. Люди, которые приходят в отрасль, по большей части те, кто имел к этому предпосылки. Папа, мама, дедушка работали в сельском хозяйстве. То есть, дети идут по стопам».
Подвох в том, что у сельского хозяйства, как отмечает Евгения Асоян, к сожалению, нет существенного кадрового притока извне.
Представление о любой работе во многом формируются в так называемом медиапространстве и особенно в социальных сетях. И самое главное, что здесь есть такая вещь, как таргетирование. В данном случае оно представляет собой маркетинговый механизм, применяемый в информационных (в том числе рекламных) кампаниях, рассчитанный на охват целевой аудитории. Он действует по заданным критериям, таким, как пол, возраст, интересы.
«Работает это следующим образом: чем больше ты интересуешься какой-то сферой, тем больше интернет сам предлагает (подкидывает) тебе схожую информацию. Допустим, если девушка интересуется косметикой, то и предлагаться ей будет именно эта или сопутствующая тематика. Таким образом у каждого человека образуется свое ограниченное информационное поле, а другого как будто бы и нет. Соответственно, узнать, что такое современное сельское хозяйство и увидеть, каким оно может быть, среднестатистическому городскому жителю очень сложно, и он просто остается в неведении, – рассуждает Евгения Асоян. – Допустим, агроблогеры, которые сами работают в отрасли и рассказывают о себе, никогда не будут предложены к просмотру, а значит – не попадут в круг интересов из-за агрессивного таргета».
Как же сделать, чтобы больше позитивных сельскохозяйственных практик оказались на виду. И чтобы еще не определившийся с профессией молодой человек расширил свой кругозор и в этом направлении. Как дать эту свободу выбора? По мнению Михаила Канавцева, в нынешних реалиях это вопрос продвижения отрасли в медиа.
«Вариант пробиваться в инфополе с помощью денег – очень дорогой. На продвижение продуктов теперь закладывают даже не миллионы. То есть сейчас буквально идет война за внимание аудитории, и касается это самых разных сфер и продуктов. Сельскому хозяйству в данном случае придется втискиваться уже в битком заполненное информационное пространство, которое пестрит коммерцией», – поясняет руководитель «Мастерская новых медиа». Даже если получится проникнуть и закрепиться во всеобщем инфополе, это все равно будет каплей в море – настолько здесь плотная конкурентная среда, насыщенная контентом другого характера, где везде пестрит насыщенная картина с красивыми городскими пейзажами, интерьерами и так далее. По мнению Канавцева, нашему сельскому хозяйству нужен так называемый «каскад контнета» со своим таргетом.
Государство и агарные университеты, как отмечает Канавцев, пытаются «пробиться» к молодежи и рассказать об отрасли, как можно больше. Второй крайне важный путь – это профориентационные проекты в школах.
Эффект «третьего» родителя
По словам эксперта, в основной массе ребята всерьез задумываются о выборе профессии в 7-11 классе. И в этот момент очень важно, что рассказывают о себе учебные заведения, в том числе аграрные университеты, выступающие «мостиками» к профессии.
В ряде регионов, в том числе в нашем, уже в этом учебном году появляется первый опыт работы агроклассов, где в том числе городских школьников будут знакомить с аграрными профессиями и технологиями в их нынешнем виде, не только на школьных занятия, но и через экскурсии на предприятия. Встраивают их в систему образования как раз на этапе выбора будущей профессии школьниками.
«В хороших школах есть условия, которые позволяют ребенку взаимодействовать с чем-то на уроке – почувствовать в руках. Например, на химии и биологии. И очень важно не упустить этот момент. Дети ведь живут своими открытиями. Идут от одного к другому, – объясняет Канавцев. – Почему дети так любят родителей: во многом потому, что папа и мама сопровождают для них эти открытия. Такое восприятие у молодых людей ярко выражено примерно до 20 лет. До этого возраста открытия для молодежи гораздо важнее, чем гедонизм».
С другой стороны, как отмечает эксперт, интернет и гаджеты сейчас создают для детей эффект «третьего» родителя, который сегодня воздействует даже больше чем первые двое.
«Заход к школьникам – это долгосрочная профориентационная работа, именно на стратегию, но это мы можем осуществить относительно недорого. Как для государства, так и для отдельных предприятий, – продолжает Канавцев. – Допустим, школьник провел на уроке опыт, и ему дали домашнее задание разобраться и что-то понять. Если спустя некоторое время он получит дальнейший похожий опыт, ему покажут его уже на экскурсии на агропредприятии, это событие может стать главным в выборе профессии.
Принципиально другой, более практичный вариант – это условия целевого приема. Предположим, абитуриенту указывают, что готовы оплатить образование и озвучивают будущую зарплату, сверх того готовы доплачивать по 3 тысячи рублей к стипендии. Но затем будьте любезны работать у нас 3-5 лет».
Такие сделки имеют место, но едва ли решат кадровую проблему без комплексного подхода.
Здесь и сейчас
Изменится ли ситуация в корне? Отвечая на этот вопрос, собеседники пришли к выводу, что при поступательной работе существенный результат с учетом цифровизации мы увидим через 10-15 лет. И с точки зрения агробизнеса – это, что называется, слабоокупаемая инвестиция, однако необходимая. Не менее важная, чем влага в почве для агронома.
Влиять на образ сельского хозяйства с учетом того, что есть «здесь и сейчас», по их мнению, можно, пусть не с большим охватом.
«Есть опыт, который позволяет рассказывать об отрасли более широко. У нас на Кавказе работает фермер и блогер Залим Маргушев, выпускник «Мастерской новых медиа». И он поставил перед собой цель - разрушить негативные стереотипы о сельском хозяйстве. Он хорошо и доступно говорит о том, что делает. Вдобавок он еще и спортсмен, занимается молодежной политикой. Он сам молод, и молодежь его понимает. Суть в том, что его аудитория – волевые люди. И она заявляет во всеуслышание, что аграрная отрасль не для слабаков, а для сильных. Говорит, словно бросая вызов. То есть, если ты готов к испытаниям, тебе сюда, в сельское хозяйство. Попробуй добиться результата.
Наряду с Залимом, как отмечает руководитель «Мастерской новых медиа», в медиапространстве немало других небольших и ярких примеров. Суть в том, что молодежи нужны свои истории.
«Молодые не хотят подражать взрослым, – считает Канавцев – В СМИ им нужно рассказывать не про тех, кто уже достиг больших высот. Им нужно рассказывать про тех, кто чуть-чуть постарше, тех, кто в начале пути, но уже чего-то достиг».
**
Ребят, которые сейчас выбирают себе будущую профессию, принято относить к поколению так называемых «зумеров». Само название происходит от английского глагола zoom – увеличивать, а точнее приближать изображение, раздвигая его пальцами на экране телефона. Они просто не представляют себя без цифровых технологий и интернета, для них это способ увидеть мир и показать миру себя.
Для той части работников и специалистов (все еще молодежи), которая уже поднабралась опыта и включается в основу любого труда, гаджеты все-таки служат прежде всего для решения задач. И это поколение именуется «миллениалами». Однако, поскольку «миллениалы» уже нашли себя, выходит, что пополняться смена (в том числе АПК) будет именно «зумерами».
Вот, что о поколении Z говорит психолог, доцент МГПУ Лариса Овчаренко:
«Зумеры» – особые в том плане, что получают информацию совершенно по-другому. Им не нужно удерживать в голове большие объемы знаний, потому что есть возможность получить информацию в любой момент. У них даже меняются когнитивные процессы и структура памяти – из кратковременной в долговременную уходит уже меньший объем. При этом это более творческие люди, готовые разрушать устоявшиеся шаблоны и открывать неизведанное, не задумываясь о комфорте и даже финансовом благополучии. С другой стороны, они нередко делают именно то, что им нравится, невзирая на последствия. И все, что они делают, должно получить обратную связь. При этом «зумеры» многозадачны и их профессиональная продуктивность обычно выше, поскольку они быстрее работают с информацией, ко всему могут заниматься несколькими делами одновременно».