На январской сессии АКЗС в закон «О пчеловодстве» внесли важные изменения, принятые большинством голосов депутатов края. Теперь закон обязывает полеводов предупреждать коллег-пчеловодов об обработках полей не ранее, чем за 10 дней, и не позднее, чем за пять дней. В противном случае аграрию грозит весомый штраф.
На практике вопрос остается непростым и в числе прочего упирается в средства (а также форму) оповещения. Наряду с традиционными и электронными СМИ в регионе развивается новый проект, получивший название «Полевизор». Барнаульские разработчики сотрудничают в его продвижении с Минсельхозом Алтайского края. Более того, новый сервис уже вошел в ТОП-10 рейтинга Всероссийской AgroTech-премии в номинации «Лучший цифровой сервис для сельского хозяйства».
Быстро, удобно, наглядно
Сможет ли «Полевизор» в корне изменить ситуацию в многолетнем конфликте интересов между полеводами и пчеловодами, покажет время. Некоторые из тех и других уже успели оценить его по достоинству. О самом проекте и перспективах мы поговорили с его руководителем — Павлом Заниным.
По его словам, разработка базовой платформы от этапа проектирования до выхода первой рабочей версии заняла у команды чуть меньше трех месяцев.
Запустить «Полевизор» до старта сельхозсезона не получилось, но даже за неполный год он объективно показал ряд преимуществ. Разработчики продолжили совершенствовать проект и открывать в нем новые опции, чтобы оптимизировать сотрудничество аграриев с пчеловодами. Территориально сервис уже охватывает весь Алтайский край и постепенно выходит за его пределы.
Принцип работы прост: аграрий регистрируется в личном кабинете «Полевизора» и заполняет уведомления о предстоящих обработках полей. Уведомление становится доступным в разделе календарь обработок сразу публикуется, а также рассылается подписчикам.
В календаре обработок можно изучать по месяцам и районам, а также на карте. Для наглядности территория обработки очерчивается на карте рамкой, а цвет рамки указывает на класс опасности химиката для пчел.
Уведомления также включают информацию об обрабатываемой культуре, используемых агрохимикатах, способе обработки, населенных пунктах в радиусе семи километров от обрабатываемой территории и т.д.
Самое главное – указываются точные даты обработки, время, которым располагает пчеловод, чтобы успеть покинуть зону или же закрыть свои ульи и ограничить лет пчел.
Сервис полностью открыт для всех пользователей сети Интернет. Информацию об обработках с «Полевизора» по подписке уже получают муниципалитеты и сельсоветы Алтайского края. «Полевизор» имеет статус сетевого СМИ.
Электронный компромисс
- Павел, верно ли что на идею «Полевизора» вас навели родственники-пчеловоды?
- Да, но это была только одна из предпосылок для его разработки. Мы ведь живем в «медовом» пчеловодческом крае. Я будучи далек от этого все ровно слышал о проблеме, читал, знал что она наболевшая… Там-то и там-то погибли пчелы. В общем, мысль засела в голове – стали разбираться.
В 2023 году запустились в июне. Припозднились – обработки полей уже начались. К тому же о нас почти никто не знал.
- Первый блин…
- Он не вышел «комом». Получился не таким большим, но вкусным. Я же постоянно собираю отзывы о работе сервиса, прежде всего от аграриев, которые подавали через «Полевизор» уведомления…
Например, аграрий, заполняя форму уведомления, обводит на карте поля, которые будут обрабатываться агрохимикатами. А программа автоматически определяет и записывает названия населенных пунктов, находящихся в радиусе 7 километров. Функция оказалась очень удобной людям.
Уведомления можно формировать для публикации в любое удобное время. При этом программа не позволит сделать ошибку, и будут соблюдены все требования законодательства.
…В общем, очень приятно было слышать эти отзывы.
- А что говорят пчеловоды, со своей стороны?
- Я общался с пчеловодами на разных мероприятиях, они говорят, что оповещения с «Полевизора» мониторят и раскидывают по своим чатам.
- Значит «сарафанное радио» включено…
- Сто процентов.
Пусть все знают
- За уведомления платят именно сельхозтоваропроизводители. В остальном ваш интерес – охват максимальной аудитории?
- Верно. Но уведомления для сельхозтоваропроизводителей в любом случае платные – в любом СМИ. Например, в районных газетах оплачивают часть «бумажной» площади. Я думаю, если все разом начнут подавать информацию в «районки» в разгар сезона, газеты из одних только оповещений состоять и будут.
С другой стороны, мы уже «обросли» дополнительными опциями, в том числе для пчеловодов. Они сами могут свободно изучать «Календарь обработок», но также у нас есть услуга – подписка на получение оповещений. То есть пчеловод подписывается на свой район – и вся информация по обработкам в этом районе тут же придет ему, но уже индивидуальным сообщением по электронной почте. Это сервисная услуга платная, но ежедневно заходить на сайт в календарь обработок уже не надо.
- Знаю, что вы уже выходите с проектом за пределы края. Расскажите о своей стратегии продвижения, узнаваемости?
- В Алтайском крае мы рассылаем информацию в 655 муниципалитетов и сельсоветов. Рассылки идут на все адреса, какие мы только сумели найти. Что касается сельхозтоваропроизводителей и пчеловодов, для них в сезон запускали рекламную кампанию через Яндекс и получили хороший результаты.
Минсельхоз Алтайского края с первого дня нас хорошо поддерживает, за что огромное спасибо. Стараемся участвовать во всех мероприятиях: конференциях и выставках. В этом году усиливаем это направление.
Что касается других регионов – понемногу также занимаемся продвижением, также через мероприятия. Программно мы готовы охватить всю Россию, принцип один и тот же. Уже сейчас программа автоматически определяет пользователя, из какого он региона. И даже если головное сельхозпредприятие работает, например, в Новосибирской области, но у него есть земли в Алтайском крае, оно спокойно может подать уведомление, будучи зарегистрированным у себя в регионе.
- С финансовой точки зрения проект уже успешен?
- Рано об этом судить. Конечно, задача любого бизнеса – это прибыль. К этому стремятся и сельхозтоваропроизводители, и пчеловоды. Сейчас «Полевизор» находится на стадии развития. Например, в этом году мы запустим доску объявлений, где аграрии и пчеловоды смогут искать друг друга для опыления полей.
Если проект не начнет окупаться, будим наедятся что нас поддержит государство.
Мы считаем, что проект масштабный и, главное, – социально значимый. Тут даже не в сохранении пчёл дело. «Полевизор» может помочь людям в быту. Допустим, планируют семья поехать куда-то по грибы, по ягоды, а мы предупредим, что на полях рядом проводилась обработка.
- Напоследок, коротко о себе и вашей IT-компании, пожалуйста?
- Я барнаулец. Физик по образованию. Оканчивал АлтГУ – кафедра экспериментальной физики. В 2002 году создал с друзьями компанию по разработке проектов в интернет-сфере.
- То есть вы больше двадцати лет работаете?
- Да. В основном занимались разработкой и продвижением сайтов. Сейчас в основном заказы из Москвы, но есть и местные. Входим в ТОП-100 российских веб-разработчиков.
**
Факт
С начала июня 2023 года «Полевизор» посетило более 3000 человек. 74 агрария из Алтайского края зарегистрировались на сервисе. Подано 237 уведомлений об обработках полей агрохимикатами. Разослано более 3500 оповещений подписчикам.