В стенах АГАУ прошла вторая конференция «Инновационные методы и технологи повышения продуктивности в молочном животноводстве», где обсуждались тенденции развития селекционно-племенного дела. О генетическом потенциале быков алтайской селекции в молочном скотоводстве рассказал директор КГБУ «Центр сельскохозяйственного консультирования» Сергей КНЯЗЕВ.
Устранить перекосы
По словам руководителя Центра, за минувший 2023-й и неполный 2024 год племенные хозяйства нашего региона полностью самостоятельно укомплектовали АО Племпредприятие «Барнаульское» быками отечественной селекции, чего не сделал более ни один регион в стране. За прошлый год на племпредприятие было поставлено 20 будущих быков-производителей молочных и молочно-мясных пород. В текущем, уже 10.
«Задача, которую ставят перед нами сегодня, – обеспечить отрасль собственной генетикой. Но что это за понятие – собственная генетика? На самом деле это вопрос баланса. Первый перекос был, когда Россия почти полностью пополнялась генетикой из-за границы, а следующий перекос – работать только собственной, – поясняет Сергей Князев. – Отечественной или зарубежной генетики по сути нет – она уже общая. Без мировых достижений в молочном скотоводстве работать просто невозможно, а ориентироваться только на себя – бесперспективно. Вытекающий отсюда вопрос – грамотный подбор: какую генетику и где использовать и на какие результаты рассчитывать».
Возвращаясь к комплектованию АО Племпредприятие «Барнаульское», Сергей Князев объяснил, какой механизм был избран для этого в нашем крае. В настоящее время в племенных хозяйствах региона сформированы группы коров-заказниц с расчетом на получение от них бычков.
Их будущих матерей отбирают из племенных стад с подходящим фенотипом, то есть из животных максимально приспособленных к нашим природно-климатическим условиям. Каждую такую корову предварительно раздаивают, раскрывая потенциал ее молочной продуктивности. Учитывают и ряд других показателей, таких как жирномолочность, содержание белка в молоке, свойственный породе экстерьер. Затем этих коров осеменяют, индивидуально подбирая лучшее семя как российского производства, так и завозимое из-за границы.
На сегодня в крае суммарно насчитывается около 160 коров-заказниц. Формирование групп таких коров – работа отнюдь не простая. Работают с ними не только специалисты хозяйств, но и специалисты КГБУ «Центр сельскохозяйственного консультирования».
«Это строгий отбор, персональный рацион, отдельный подход и отдельный контроль, – отметил Сергей Князев. – Есть и масса других нюансов. В восемьдесят шестом году, когда я начинал свою трудовую деятельность, телята рождались весом 25-27 кг, а сейчас гораздо крупнее – 38-42 кг. Потому что генетика уже другая, животные другие. Отсюда вытекает ряд других вопросов, таких как кормление сухостойных животных и родовспоможение: без определенных технологий и медикаментов при этом уже не обойтись. Или же мы заметили, что наиболее высокопродуктивные коровы чаще приносят телочек. Не первый год отслеживаем. Не знаю, требует ли этот вопрос научного исследования. Однако выходит, чтобы получить одного подходящего бычка, нужно минимум 10 коров-заказниц».
Далее бычки, отобранные для постановки на АО Племпредприятие «Барнаульское» и последующей работы в системе искусственного осеменения, проходят комплекс исследований. В числе прочего, это проверка на геномные аномалии и исследование микросателлитных профилей.
Именно такой подход зарекомендовал себя в последние годы. Так, с отцовской стороны последующие поколения животных улучшаются через лучшие российские и мировые достижения в генетике, с материнской – сохраняют в себе и региональные особенности и качества, которые не менее ценны.
Верно говорят, что в теленке заложено три «времени». Прошлое – это родительская генетика и эффект ее взаимодействия. Настоящее – это факторы окружающей среды и человек. И будущее – основа дальнейшего развития хозяйства. Но если по аналогии оценивать работу с коровами-заказницами, цель которой получить лучших бычков для системы искусственного осеменения, то речь пойдет уже о будущем не отдельного хозяйства, а отрасли в целом.
Настоящая селекция
Говоря о породной структуре молочных стад Алтайского края, руководитель племенной службы отметил, что в погоне за высокой продуктивностью в России, впрочем как и во всем мире, по-прежнему продолжается голштинизация – повсеместное прилитие в стада высокопродуктивной голштинской крови. Однако по этой причине ряд других пород, к сожалению, были безвозвратно утрачены.
«Недавно был на отраслевом совещании в Москве, где все упиралось в рост продуктивности. Безусловно, расти по продуктивности нужно, но это лишь один показатель, а голштинизация при этом – не единственный путь. Если задача селекционера в том, чтобы всех «оголштинить», то это не селекционер, а просто человек, который лоббирует определенные интересы. Задача настоящего селекционера – сохранить определенную породу, размножить и улучшать, – продолжил директор Центра. – «Ассоциацию голштинского скота» можно понять, ей не нужны конкуренты. Но в то же время есть и другие породы с определенными ценными качествами, которые необходимо сохранить и развивать. Речь о породном районировании. Адаптационный потенциал никто не отменял».
При проведении породной инвентаризации и определении долей кровности пород в стадах Алтайского края специалисты его племенной службы зафиксировали, что продуктивное долголетие голштинизированного скота в Алтайском крае выше, чем в России в среднем. Например, в США длительность хозяйственного использования голштинов составляет 1,8 лактации, в России – 2,6 лактации.
«С чем это может быть связано. По результатам бонитировки на 1 января 2024 года 32,1% молочного поголовья в Алтайском крае заняла (условная) черно-пестрая порода, однако из-за тотальной голштинизации доля кровности той старой черно-пестрой породы составляет всего 8%, – продолжил Сергей Семёнович. – Однако как раз 8% той крови и влияют на продолжительность хозяйственного использования. Эта генетика придает животным крепкую конституцию, более приспособленные для пастбищ ноги, дает улучшенную адаптацию к резко-континентальному сибирскому климату, а также лучший выход телят».
Меньше да лучше
Говоря в том же ключе о судьбе других пород, в том числе симментальской, директор Центра отметил, что данная порода также была подвержена голштинизации, и сегодня на территории РФ найти симменталов с долей кровности выше 50% практически невозможно.
«В поиске скота к нам за помощью обращались представители Киргизии и Казахстана. Будешь ездить по всей России – по 20-30 голов насобираешь. Исключение – Алтайский край, где этих животных можно приобрести сегодня в нужном количестве со средней долей кровности 90% в среднем» – говорит Сергей Князев.
Задача, которая стоит сегодня перед племенной службой края – сохранить эту и другие породы.
Так, в настоящее время сразу по двум племенным репродукторам, занимающимся разведением симменталов, ведется подготовка к получению ими статуса племенного завода, благодаря чему предприятия получат дополнительную финансовую поддержку. Это особенно важное направление, поскольку наш регион производит более 80 тысяч тонн сыров в год.
«Сыр можно производить по-разному, даже из сухого молока – но едва ли это будет настоящий сыр. В Германии такой продукт называют Ersatz – иначе говоря, заменитель, суррогат. – отметил Сергей Князев. – Вопрос, сколько при этом мы должны доить. В Италии самые дорогие и выдержанные сыры получают от симменталов, которые дают 4000 тысячи (кг молока в среднем на голову в год, - прим. авт.). И доить выше – задачи нет. Потому что животные постоянно находятся на выпасах и даже не получают комбикормов. Только сено. Но производят лучший сыр, и итальянцев это устраивает. Еще раз повторю, важно понимать – на какие результаты рассчитываешь».