В мае в редакцию пришло письмо из Барнаула, отправитель – Валентина Ивановна БАРИЛО. А следом на электронную почту - фотографии к письму. Чёткий чёрно-белый снимок, если бы не дата в подписи – 17 мая 1941 года – ни за что бы не поверить, что история этой фотографии ещё предвоенная. На переднем плане – ученики девятого класса, семнадцатилетние парни и девушки. Почти у всех взрослый, серьёзный взгляд. Пройдёт чуть больше месяца, и начнётся Великая Отечественная война. Как сложится судьба этих ребят? Об этом нам и рассказала Валентина Ивановна…
Конец мирного времени
«Наш дружный девятый класс Волчихинской средней школы был предвоенным. Есть фотография нашего класса от 17 мая 1941 года в Волчихинском музее. Войны ещё нет. Она начнётся через 35 дней. Этот день в памяти остался на всю жизнь. Мы успешно сдали экзамены за девятый класс. Впереди прекрасное лето отдыха и труда.
22 июня 1941 года было жарким, ярким солнечным. После трудовой весны люди наслаждались отдыхом. Мы втроём – Нюся Бражникова, Женя Зеленская и я – собрались сходить за фотографиями к нашему школьному товарищу. Девочки пошли к клубу, а я забежала домой. У нас были гости. Сидя за столом, мирно беседовали. Всё дышало миром и спокойствием. Я вбежала в комнату и остановилась, поражённая необычным голосом диктора, который передавал по радио правительственное заявление, что Германия без объявления войны напала на нашу Родину, бомбит города. Мы только что проходили на уроках истории, что с Германией заключен мирный договор…
Мирное время кончилось внезапно. Нет уже яркого июньского дня, нет праздника, нет отдыха, во всём одно грозное слово – «война».
В то время в селе было мало машин и мотоциклов, но они всё время спешили из конца в конец – шла мобилизация, создавали народное ополчение, отправляли на фронт.
Мы все думали, что война пройдёт быстро и не будет больших потерь. Верили в то, что наша Красная Армия самая сильная, несокрушимая и непобедимая. А на самом деле всё оказалось не так просто...»
Рабочие руки для фронта
«Первым из нашего класса был призван в ряды РККА Павел Барило, это было в августе 1941 года. В феврале, ускоренно окончив первый курс Лепельского училища, он ушёл на фронт. Прощаясь, я ему сказала, что встретимся мы через пять лет.
К концу 1941 года нас в 10-м классе осталось шесть мальчиков и семь девочек. Мы учились в самой маленькой классной комнате. В классе было холодно, но мальчишки открывали форточку, как веерами обмахивались тетрадками и говорили: «Мы презираем холод!». А на фронте они, наверное, так же презирали смерть, наши гордые мальчишки.
Кроме учёбы мы помогали фронту. В десятом классе все девушки учились на курсах медсестёр. Ночами дежурили в больнице, летом работали в колхозе. Меня поставили работать на комбайне, отгружать зерно.
После школы я мечтала стать геологом. Двери институтов были открыты для нас, но нужнее были рабочие руки. Через три дня после экзаменов за десятый класс я уже сидела за партой в Новосибирске: поступила на ускоренные курсы гидрометеонаблюдателей при Управлении Гидрометеослужбы. Эта специальность нужна была и на фронте, и в тылу.
Из памяти не стираются воспоминания о Новосибирске того грозного времени. Лето 1942 года. Отряды бойцов с суровыми, непреклонными лицами шли по широкому Красному проспекту. Отряды девушек с тяжёлыми ящиками радиостанций за спиной. Они – юные, хрупкие – уходили на фронт.
Наш десятый класс дал для страны трёх геологов, одного учителя, одного агронома. Меня после окончания курсов в Новосибирске направили на метеорологическую станцию в село Родино Алтайского края. Это было 5 сентября 1942 года. Родинский район – степной. Кроме соломы и кизяка не было никакого топлива. Мы часто работали в нетопленном помещении. Замерзали чернила, и отказывал телефон. Наша станция обслуживала три военных аэродрома: Славгород, Алейск и Семипалатинск. Основную погоду передавали в Новосибирск, «штормовую» – в военные аэродромы».
Отдали жизнь за Победу
«Мне писали многие одноклассники, ушедшие на фронт. Последнее письмо от Васи Зиновьева я получила в 1943 году. Он писал, что бои идут жестокие, что он воюет там, где воевал Григорий Мелехов (герой романа М. Шолохова «Тихий Дон»), и что у него накопилось много фронтовых записей, что он должен их переслать мне, но не успел. Погиб при форсировании Днепра.
Вася Долгов прислал фотографию. На ней написано: «Болгария 5.10.1944 г.». На груди у него гвардейский знак и два ордена Красной Звезды. На погонах – четыре звёздочки – капитан. Мне вернулись два письма с пометкой: «Адресат выбыл», а школьному товарищу на фронт пришло письмо с пометкой «Тяжело ранен, отправлен в госпиталь». Родителям Васи – извещение «Пропал без вести». В наших сердцах он останется навсегда.
Вася Чернухин умер от ран в госпитале. Коля Исаков, который ушёл в армию в 17 лет, погиб под Ленинградом. На фронтах ВОВ погибли Лёня Безденежных, Миша Хортов. Увеличенные фотографии этих ребят у меня лежат на рабочем столе. Я часто вглядываюсь в их юные, прекрасные лица. Больно сознавать, что они не дожили до Победы. Каждому из них не было и двадцати лет. И всегда думаю: они погибли за меня и за нас всех, за нашу Родину, за нашу прекрасную землю.
А потом была долгожданная, выстраданная Победа! Последний день войны я встретила в селе Родино, где работала в ночную смену на метеорологической станции. Радио не было, только телефон. И вот утром с телеграфа позвонили и поздравили с Победой. «Война кончилась! Победа!». Было жарко и сухо, хотя только начался май. Все бежали к центру села на площадь. Творилось что-то необыкновенное. Стихийно возник митинг. Многие поднимались на трибуну и говорили о радости Победы и о горе утрат, о перенесённых страшных страданиях, о гибели родных людей.
Люди на площади обнимались и плакали, была великая радость: отстояли Родину! Победили! И было тяжёлое горе – погибли миллионы людей. У многих односельчан не вернулись с войны сыновья, мужья, отцы, братья, сёстры. Горько было понимать, что они не дожили до Победы. Будь проклята война! Чтобы это не повторилось».
Встретились после
Валентина Ивановна Барило (в девичестве Болотская) родилась 15 декабря 1923 года в селе Новокормихе. С Павлом Барило они познакомились в девятом классе, когда он приехал учиться в Волчихинскую среднюю школу из Вострово. С седьмого класса Валентина Ивановна увлеклась геологией. В военные годы трудилась начальником метеостанции в Родино. По окончании войны вернулась в Волчиху, до 1949 года была рядовым сотрудником метеостанции, а с 1949 по 1979 – начальником. После смерти Павла Ильича в 1993 году Валентина Ивановна переехала к детям в Барнаул, где живёт и сейчас.
Павел Барило родился в день рождения Советского Союза – 30 декабря 1922 года в небольшом селе Вострово Волчихинского района. В старших классах учился в Волчихе, где и познакомился с будущей женой.
Павла Барило первого из одноклассников в августе 1941 призвали в армию и направили в Барнаул, в Лепельское артиллерийско-миномётное училище, которое в то время дислоцировалось на нынешней территории БЮИ МВД РФ. Лейтенант Павел Барило – командир огневого взвода полковых миномётов – получил назначение в Южно-Уральский военный округ, в г. Чкалов. 5 мая был направлен в действующую армию, 15-ю стрелковую дивизию 13-й армии, которая формировалась под Воронежем, и назначен командиром батареи 550-го отдельного минометного дивизиона. До января 1943 года держали оборону на Брянском фронте. В боях за Днепр в июле 1943-го Павел Барило был тяжело ранен, в госпитале лечился до июня 1944 года, затем отправлен в первый гвардейский кавалерийский корпус, который находился на территории Польши. Войну Павел Барило завершил на территории Германии в звании гвардии капитана. Он награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны 1 степени, в 1972 году – орденом «Знак почёта».
Из письма Павла Барило Валентине:
«29.04.46 г. Валя… Встречу назначаю в 6 часов вечера, на второй год после войны на нашем месте, помнишь…»
Так спустя год после окончания войны они встретились... Павел Ильич и Валентина Ивановна вырастили двух сыновей, четырёх внуков, все они офицеры.