Интереснейшие загадки встречаются порой в населенных пунктах района. Одна из них – картина размером примерно 2х1,5 м в Новониколаевском СДК. В центре сюжета – мужчина и женщина в индийском одеянии на поле со спелыми колосьями.
Сельская находка
Полотно обрамлено в солидную деревянную раму. В левом нижнем углу к нему прикреплена бумажка с текстом: «Подарена Новониколаевскому СДК колхозом «Страна Советов». 1973 год».
Мое детство пришлось на времена существования СССР, и что-то в картине показалось мне знакомым. Память подсказала, что ней, вероятнее всего, показан визит премьер-министра Индии Джавахарлала Неру и его дочери Индиры Ганди в нашу страну и, в частности, в Алтайский край, состоявшийся 16 и 17 июня 1955 года.
На запрос «визит Неру на Алтай» Интернет выдал множество публикаций с примечательными подробностями. Но в них нет ни одного упоминания о Рубцовском районе. Откуда тогда взялась картина в хозяйстве? Кто ее автор? Он очевидец события или просто был настолько воодушевлен фактом пребывания высоких гостей, что проявил фантазию?
Интерес к сельской находке усилился, ведь на ней запечатлена история с большой буквы: страны, края и, возможно, района.
Начался поиск сведений.
Неразгаданный ребус
В управлении АПК по Рубцовскому району подсказали, что изображенная на картине зерновая культура, скорее всего, – озимая рожь. В 50-е годы прошлого века, когда шло освоение целины, она вполне могла вырасти высотой до 70–80 см.
Обращение в архивный отдел администрации района не принесло результатов. В газете «За победу», как тогда именовалось наше издание, в №49 от 26 июня 1955 года напечатаны две ТАССовских заметки, посвященных дружбе между Советским Союзом и Индией, и ничего более; в №51 от 3 июля 1955 года – заметка В. Гришанина о советско-индийском заявлении. Других сведений нет.
В сельском Доме культуры мне посоветовали обратиться к Альберту Данилкину. Альберт Васильевич трудился в колхозе, затем ОАО, затем СПК «Страна Советов» с 1966-й по 2006 годы, а в 2001 году Указом Президента Российской Федерации ему присвоено звание «заслуженный агроном Российской Федерации». Значит, о хозяйстве он должен знать все.
Я пообщалась с Альбертом Васильевичем по телефону. Во время визита Неру и Ганди ему было лет 10, он помнит событие, но без подробностей, поскольку не был его участником. А картина крепко запечатлелась в его памяти. Альберт Васильевич сказал, что изображенный на полотне слева от гостей мужчина, стоящий по пояс в густых колосьях, – это агроном хозяйства Алексей Алексеевич Водолазский. К сожалению, его уже нет в живых. Умер и другой руководитель, который мог бы поведать об этой интереснейшей истории, – председатель колхоза Степан Павлович Ивахненко. Получается, индийская делегация все-таки была у нас в районе?!
На страничке «Хлебороба Алтая» в социальной сети «Одноклассники» я обратилась к жителям Новониколаевки с просьбой озвучить хоть какие-то сведения о художнике или картине. Комментарий оставил Владимир Кривошеин:
– Она, кажется, училась у нас в городе в техникуме. Надо старых педагогов поспрашивать…
На уточняющие вопросы пользователь не ответил.
Умозаключения привели меня в Детскую художественную школу города Рубцовска. Директор Юлия Шнайберг в должности недавно, к тому же, она приезжая, так что помочь не смогла. Но направила в картинную галерею им. В.В. Тихонова. Встреча с главным специалистом краеведческого музея г. Рубцовска, кандидатом культурологии Светланой Татарчук оказалась продуктивной. По взаимной договоренности Светлана Александровна разослала городским художникам фото картины и аудиосообщение с кратким пояснением. Деятели искусства активно подключились к поиску.
Началась переписка в мессенджере между редакцией, картинной галерей и сельским Домом культуры. От художников поступили вопросы: известны ли размеры картины и как скреплен подрамник? Оказывается, по креплению можно определить, происхождение картины – писал ее рубцовский автор или иногородний.
По просьбе художников директор Новониколаевского СДК Светлана Стенникова с помощниками сняли картину со стены. И – о чудо! – на обороте была надпись:
ГЗ-9971
Ишмаметов Р.Д.
Дружба народов.
140х200
69 г.
Это облегчило поиск. Светлана Татарчук нашла данные автора картины: им оказался московский художник Равиль Дзерулович Ишмаметов. Родился в Ташкенте 21 декабря в 1930 году. Учился в Московском государственном академическом художественном институте имени В. И. Сурикова (МГАХИ) с 1958 по 1964 годы. Участвовал в выставках с 1958 года. Жил и работал в Москве.
Московский художник? Вот это да!
Смысл всего остального в надписи, кроме одного, сразу прояснился. Фраза «Дружба народов» безоговорочно обозначает название картины. С цифрами 140х200 понятно – это размеры в сантиметрах. Число «69 г» тоже не вызывает сомнений – год создания. Получается, картина написана через 14 лет после визита индийцев. А вот прописные буквы ГЗ с цифрами на верхней строчке – как их расшифровать? Государственный заказ и номер?
Верный помощник Интернет кроме тех сведений, что уже стали известны, других не выдал. Жаль, потому что было огромное желание связаться с автором, будь он жив, и выяснить главную интригу: как картина оказалась в колхозе «Страна Советов»?
Светлана Татарчук, со своей стороны, продолжила поиск. Выяснилось, что в фонде рубцовской картинной галереи картин Ишмаметова нет. Но у нее появилась ниточка к человеку, продающему одну из картин Ишмаметова и пообещавшему прислать информацию, однако она оборвалась. Да и в целом иссяк источник поступления сведений о посещении индийцами рубцовской земли, об авторе и картине. Частичка жизни уникальной находки осталась покрытой завесой тайны.
«Дружбе народов» жить
С момента визита Джавахарлала Неру и Индиры Ганди в СССР прошло 66 лет. Фотографии с визитом Неру и Ганди в Интернете есть, а вот картины ни одной не удалось найти. Тем «Дружба народов» ценнее. Ей исполнилось 52 года и огорчает, что полотно немного «травмировано» – в нескольких местах истыкано чем-то острым, а внизу даже порвано. Вот бы его «подлечить»…
Есть такая тенденция: когда кто-то затевает благое дело, требующее затрат, то Вселенная будто считывает информацию и начинает помогать. В нашем случае получилось именно так, когда мы с директором СДК задумались над тем, возможно ли реставрировать картину и где раздобыть средства. Мой вариант был выиграть грант городского благотворительного фонда «Развитие». Светлане Ивановне обещал возможное содействие в финансировании один из городских меценатов. Но все оказалось проще.
В картинной галерее нам дали телефон художника-реставратора Олега Лукашевича. Выслушав мой рассказ о картине, он выразил готовность поехать в Новониколаевку и провести реставрацию на месте в качестве благотворительной акции. А ведь работа не из дешевых и по времени затратная. Так почему безвозмездно? Собеседник ответил, что не все меряется деньгами, есть просто добрые дела. Единственное, что он попросил оплатить ему бензин на проезд туда и обратно.
Сельский Дом культуры не располагает денежными средствами, которыми может распоряжаться свободно. Поэтому директор СДК обратилась к главе Новониколаевского сельсовета Григорию Яметову и директору ООО «Страна» Александру Тихонову с просьбой профинансировать поездку профессионала и получила согласие.
И вот мы с Олегом Евгеньевичем в селе, в Доме культуры. Личная встреча с директором СДК и главой сельсовета дает больше информации. Оказывается, в фойе, где висит картина, когда-то стоял бильярдный стол. Парни и ребята, возможно, в запале игры проткнули полотно киями. Теперь понятно, откуда повреждения.
Олег Евгеньевич проводит детальный осмотр «Дружбы народов» и делает вывод, что провести реставрацию на месте, как предполагалось ранее, не представляется возможным, поскольку объем работ требует специальных условий и приспособлений. Ее желательно везти в Рубцовск, в мастерскую картинной галереи. Глава сельсовета проявляет деловую хватку: связавшись с руководителем хозяйства по телефону, моментально договаривается о транспортировке и закупке в магазине канцтоваров необходимых профессиональных средств. Вопрос решен! Как здорово, что все присутствующие безоговорочно заинтересованы в сохранности произведения изобразительного искусства.
Олег Евгеньевич перечислил уже очевидные манипуляции: требуется поставить заплатки на полотно; восстановить местами красочный слой; произвести перетяжку на, возможно, новый подрамник; частично воссоздать лепнину на раме и покрасить. Скорее всего, по ходу работы возникнут дополнительные мелочи. Но, главное, картина будет жить!
Хранители наследия
Наши предшественники сохранили художественную реликвию до настоящего времени и нашли ей место в учреждении культуры. Правда, до сей поры она не привлекала к себе особого внимания. И кто бы мог подумать, что визит именитых гостей отголоском докатится до наших дней, что картина соединит две эпохи, что в ее восстановлении примут участие столько людей?! Но так случилось. Поэтому отдаю должное всем участникам процесса, длившегося около двух месяцев и включившего в себя поиск, творчество, практику, финансирование. Каждый проявил себя патриотом, поскольку в той или иной степени способствовал сохранению исторического наследия. Благодаря совместным усилиям, картина обрела статусность. Теперь она станет достоянием села.