Искать
За гарантийной чертой
Автор: Глеб КОЛЕСНИКОВ
02.03.2021
14:26
г. Барнаул
Межсезонная подготовка сельхозтехники – вопрос серьезный. Расходы по этой части растут в хозяйствах Алтайского края со скоростью бамбуковых стеблей, что прямо связано с техперевооружением отрасли. Тенденция в целом позитивная, но скрывает достаточно нюансов, главный из которых – дальнейшее обслуживание машин. Сложность и дороговизну тракторов и комбайнов тут же наследует постгарантийный сервис, без которого уже не обойтись. В этой связи мы опросили ряд алтайских фермеров на предмет качества и стоимости услуг, оказываемых дилерами техники по истечению на нее гарантийных сроков.

Учеба на партнере

В этом смысле показателен пример КХ «Партнер» Михайловского района. Сегодня здесь один из самых разнообразных и при этом «свежих» парков сельхозтехники в регионе. Одних зерноуборочников в строю 15 единиц. В тоже время почти все относительно новые машины уже исчерпали гарантию. Обычно дилеры дают ее на два года, но в тоже время закладывают определенное число моточасов. При нынешних объемах работы два гарантийных года легко могут превратиться в один.

Услугами постгарантийного ремонта в КХ «Партнер», разумеется, пользуются – с 2008 года, когда взяли первый импортный трактор. В зависимости от сложности что-то ремонтируют и сами. При хозяйстве несколько мастерских, оборудование в основном советское: время от времени оно само требует ремонта. Есть постоянный штат из токаря, сварщика, электрика. В межсезонье с ремонтом помогают механизаторы и водители. Картина знакомая для многих в отрасли.

- Сеялки ремонтируем сами, а в электронный блок трактора уже не полезешь, – рассказывает директор КХ «Партнер» Андрей Кожанов. – Даже в «Кировцах» последних моделей узлы усложнились настолько, что мы их чинить не рискуем. Коробка передач и гидравлика уже требуют специнструмента, и диагностического, и станочного. Без сторонних специалистов не обойтись.
Качество постгарантийного сервиса Андрея Кожанова в большинстве случаев устраивает, но бывает и обратное.

- Бывает, ребята «учатся» на нас. Приезжают и работают методом научного тыка, а нам приходится такую «учебу» оплачивать. Попробуют одно решение, если не вышло – другое. Затем делают вывод – дескать, лучше заменить деталь. Я в принципе все понимаю, но ведь новую-то надобно купить. Не всегда удается относиться к этому спокойно, но что поделать? – продолжает фермер. – Во всем мире дилеры зарабатывают в основном не на продаже техники, а на ее дальнейшем обслуживании. Цены, на мой взгляд, скорее несправедливы, но кто сегодня будет работать бесплатно? Мы ведь на них тоже «учимся». Постоянно изучаем рынок, стараемся торговаться. Мы «большие» (крупное предприятие, - прим. ред.) и понимаем, что на нас можно хорошо зарабатывать не наценкой, а с объема.

За последние пять лет запчасти и ремонт плавно перешли в хозяйстве в одну из самых значительных расходных статей. Без учета покупки новых машин содержание парка (включая сторонние услуги) сельхозтехники обходится «Партнеру» в 50-60 млн рублей ежегодно.

- Кое-что удается сэкономить. Несколько лет назад у нас было пять стареньких «Кировцев» – один разобрали и использовали детали для остальных четырех. Затем еще и еще, –  продолжает Андрей Кожанов. – Сейчас по такому принципу ремонтируем уже импортную технику. Кроме того, мы активно продаем ее на вторичном рынке. В прошлом году продали три «Белоруса»-десятилетки, отдавали за четверть стоимости от новых. То же самое «Акросы». В малых хозяйствам могут еще и поработать – там иная степень нагрузки на машины.

Строгий спрос

Во многих развитых хозяйствах края ситуация со сторонним обслуживанием техники кажется схожей. Парк машин в группе хозяйств Александра Балакова – один из самых больших и передовых в крае. Холдинг давно шагнул за пределы Волчихинского района. Есть своя большая инженерная служба, но занимается она только отечественной техникой, импортную обслуживают исключительно дилеры.

- Зарубежные производители техники осознанно зацикливают ее дальнейший ремонт на своих дилеров. «Ключи» от решения этих задач есть только у них. Приезжают, проводят компьютерную диагностику, без этого порой вообще нельзя понять, что стряслось с машиной. В отношении российской техники в этом смысле все попроще, и то не везде, – поясняет Александр Балаков. – Другой вопрос – нехватка кадров. Сходу могу назвать с десяток хозяйств, где сегодня просто нет слесарей, и они вынуждены обращаться за сторонней помощью.

Что касается качества сервиса, а также вопросов реагирования на заявку и цены – все это, по мнению Александра Балакова, могло бы быть лучше. «Могут приехать с опозданием в несколько дней и не факт, что проблема с техникой сразу же будет решена. Что касается цен, по нашим наблюдениям средняя оплата работы одного специалиста в крае – 1800 руб/час. Считаю, что это очень дорого. Плюс транспортные расходы тоже оплачиваем мы. Отсюда вытекает череда взаимных претензий, – делится фермер. – В одних случаях мы полностью довольны обслуживанием, в других – откровенно нет. От одной и той же компании в разное время могут приехать два сервисника, решать похожую проблему и оставить о себе противоположные впечатления. Но какой бы ни была моя критика, обойтись без этого сегодня мы уже не можем. И, думаю, эта зависимость будет только усиливаться».
Сумму, которая с некоторых пор требуется группе компаний на обслуживание своего парка техники, язык не выговаривает. Ее размер сопоставим со стоимостью 10 новейших комбайнов. В 2020 году расходы по этой части выросли еще на 30 млн рублей и заняли четвертую строку расходов поле ГСМ, зарплат и СЗР.

На взаимопонимании
В «Русском поле» Новичихинского района обслуживание сельхозмашин и агрегатов организовано по расхожему принципу: простое делаем сами, сложное – отдаем сервисникам. Расходная смета выглядит при этом 70/30. В денежном эквиваленте за 2020 год это 5 млн рублей и 2,5 млн рублей, соответственно.

По мнению руководителя хозяйства Андрея Коломейца, сервис в Алтайском крае сейчас организован на достойном уровне. Отдельные вопросы, конечно, возникают, но носят не системный, а рабочий характер.
- Парк техники у нас достаточно простой, и, пожалуй, мы могли бы сделать большую часть работы. Но не так квалифицировано. Ведь они обслуживают гораздо больший объем машин определенных марок и знают их гораздо лучше. Отсюда и оперативность. Так что высота цен здесь, я считаю, оправданна. Внезапные поломки обходятся намного дороже. Ну а если видим ценовой перекос, взываем к разуму и стараемся, как говорится, «утрамбовать» цену. Я тут проблем не вижу, – отмечает Андрей Коломеец.

- Наша инженерная служба всегда находит с сервисниками общий язык. Мы обращаемся за постгарантийным сервисом не более 10 лет, и у нас хороший, позитивный опыт сотрудничества. Для примера, несколько лет назад у нас внезапно сломался комбайн – полетела бортовая. Нам это проблему решили в течение суток, потому что правильно поняли сказанное по телефону и быстро привезли что нужно.

Себе дороже

«Троя» Егорьевского района в АПК края – крепкий середняк. Здесь давно очертили свой круг поставщиков сельхозтехники, ведущих ее дальнейший постгарантийный ремонт, и остаются довольны. По словам руководителя хозяйства Сергея Хоружева, работы как в межсезонье, так и в экстренных ситуациях проводятся оперативно и по щадящим ценам.

Объемы, темпы и, соответственно, нагрузки в полевую компанию в «Трое» поменьше, чем у крупных игроков. Это прямо отражается на степени износа машин: на ином тракторе (большая часть машин в «Трое» – импорт) достаточно заменить фильтра, ремни и ещё кое-какую мелочь.

Расходы, по словам фермера, зависят не только от техники, но и от технологий возделывания. При No-Till будет один износ тракторов, при классической – другой. Площади полей и урожайность также меняют смету на ремонт. Тем не менее, на обслуживание техники в статьи расходов «Трои» тоже закладываются миллионы.

- Этой зимой нам уже откапиталили три двигателя и одну коробку передач: снимали, отвозили в город. У нас нет такого оборудования и специалистов, – поясняет Сергей Хоружев. - В этом году мы в 8 млн не уложимся. Капремонт одной только коробки передач на тракторе «Ньюхолланд» обошелся в 2,5 млн рублей. Но это все равно выгодно, потому что купить новую стоит уже 10 млн. А сам трактор - 24 млн рублей. Двигатель и коробка передач в таком тракторе – 80% стоимости.

- Мы опытом наученные. Был случай, когда коробка ломалась прямо во время пахоты. Вопрос решили быстро, на следующий день коробку уже увезли в сервисный центр в Барнаул, вернули и поставили на место уже через три дня. То есть трактор простоял 4-5 дней. На такой случай обязательно нужен резерв, чтобы другие машины могли закрыть весь фронт, – продолжает фермер. – За этим «Ньюхолландом» у нас закреплен главный посевной комплекс. Его выработка до 250 га в сутки. Неделя простоя равна 1750 га. И если оперативно не вернуть флагман в строй, последствия будут печальными. Можно не то что не уложиться в оптимальные агротехнические сроки, а запороть весь будущий урожай.

Если рассматривать возможные потери от простоя комбайна, расчеты (в грубой форме) могут выглядеть следующим образом.

Каждый час в оптимальный срок уборки пшеницы оборачивается примерно в 0,13 % потерь. Зернышки осыпаются, и всего за сутки хозяйство рискует недополучить около 3,1% урожая. При тучности полей в 30 ц/га 1 сутки простоя будут равны потери 95 кг с гектара. Высокопроизводительный комбайн убирает на таком фоне около 80 га за день. То есть авария без возможности оперативной замены зерноуборочника повлечет за собой потери около 7,5 тонн зерна. Такой убыток при нынешней стоимости сельхозпродукции оценивается более чем в 100 000 рублей.

**
Сергей ХОРУЖЕВ, руководитель ООО «Троя», Егорьевский район:

- Сервисные центры для сельхозтоваропроизводителей играют не просто важную роль. Это вопрос, связанный не столько с развитием, но и с жизнеспособностью отрасли. Я как руководитель, выбирая технику, смотрю не на бренд и даже не на параметры, а на то, как у дилера налажен сервис. Квалификация специалистов-сервисников играет при этом первостепенное значение. Продавать технику сегодня может кто угодно, а вот дать компетентное сопровождение – не каждый.

Возврат к списку

По доходности среди зерновых выделилась рожь
Новости
14.04.2021
12:12
Автор: Елена НЕСТЕРЕНКО
В сезоне 2019-2020
В крае стартовали техосмотры с/х техники
Новости
14.04.2021
12:02
Автор: "АН", "Вести-Алтай"
В течение апреля техосмотры пройдут на базе хозяйств
О собрании фермеров пишет «Алтайская нива»
Новости
14.04.2021
11:47
Автор: "АН"
Анонс №14 краевой аграрной газеты
В Барнауле число вакансий в АПК выросло в 2 раза
Новости
13.04.2021
14:36
Автор: avito.ru
Это соответствует тенденции по стране в целом
 «Агроцентр» подписал соглашение о поставках техники в Монголию
Новости
13.04.2021
14:35
Автор: пресс-релиз
Это продолжение бизнес-миссии
Ведомства упростили передвижение с/х техники по автодорогам
Новости
13.04.2021
14:33
Автор: Минсельхоз РФ
в период полевых работ

Цифра дня

более 60 компаний
уже подали заявки на участие в агрофоруме "День сибирского поля". Регистрация продлится до 7-го июня
уже подали заявки на участие в агрофоруме "День сибирского поля". Регистрация продлится до 7-го июня