Искать
Разбор полётов
Автор: Глеб КОЛЕСНИКОВ
02.06.2023
09:48
Опытнейший пчеловод и ученый в одном лице, доцент кафедры частной зоотехнии Биолого-технологического факультета АГАУ Алексей ПОПЕЛЯЕВ раскрыл массу удивительного о мире пчел ипчеловодов. Сейчас ученый внедряет в эту консервативную отрасль новые цифровые решения. С этого-то мы и начали беседу.

Умный улей

- Алексей Сергеевич, расскажите о цифровизациив пчеловодстве и «Умном улье»?
- Цифровизация в пчеловодстве «буксует» по одной банальной причине – вотличие от других видов животных, где человек полностью управляет процессами (на ферме мы можем создать микроклимат, определенным образом кормить), пчелы работают по своему сценарию. У них своя организация, свой порядок, их эволюционная история гораздо древней нашей – человеческой…
Я и сам пчеловод. В этом году открыл 26-й сезон. И одинаковых не было. Берем этот год: выставил пчел, смотрю – а весеннего развития нет. И вдруг приходят возвратные холода. Как только погода устаканилась, пчелы сразу включились.

- То есть они такие вещи заранее знают?    
- У них все просчитано, в отличие от нас. У них свой природный Гидрометцентр. Я это к тому, что вклиниться с цифровизацией в управление пчелосемьей очень трудно. Мы можем немножко им помогать. Но «прогнуть» пчел под себя, как это было с другими животными, не получится. Приходится работать очень гибко. Иначе останешься без всего: в лучшем случае без продукции, в худшем – без пчел.    

- Тогда понятно, почему пчеловоды так консервативны.
- Тем не менее, попытки цифровизации есть. Что касается «умного улья», он позволяет дистанционно получать данные. Отлучаться с пасеки. Датчики показывают микроклимат в улье.Еще важнее – датчики шума. Шум в ульях – это средство коммуникации пчел. По нему можно судить о происходящем. Также есть датчики дождя, атмосферного давления, массы улья. Часть монтируется в стенку, часть снаружи. Данные передаются через сотовую связь.
В пчеловодстве есть такая вещь, как контрольный улей. Он ежедневно взвешивается. По сути – это его цифровой вариант с более широким функционалом. На пасеке достаточно одного такого. Для каждой пчелосемьи он не нужен.
Еще все идет к тому, что, когда на облачном хранилище накопится достаточно данных, мы сможем прогнозировать: сравнивать по годам, делать анализ. Но нужен «багаж» данных за ряд лет.

- Эти инновации в крае уже кто-то использует?
- В основном работают по-старинке. Однако наш регион – самый богатый в стране по промышленным пасекам. Я общаюсь со всей Россией: в европейской части 200 пчелосемей – это «вау!», по меркам Алтайского края –это, скорее, любительский уровень. У нас немало тех, кто держит до 500 семей. Есть пасеки свыше тысячи. Такого даже в Башкирии нет, а этот регион по статистике считается лидером.

- Вообще, каков современный инструментарий алтайского пчеловода, помимо «цифры»?
- Здесь мы в выигрыше. В Бийске есть уникальный завод, который производит современное оборудование для пчеловодства. Производство у них загружено – очередь на заказы на год вперед. Даже делают современные линии по откачке меда. Пример работы алтайского оборудования – наш выпускник Евгений Балашов из Косихинского района. На своей пасеке он один за день накачал 1700 кг меда. В советское время, чтобы получить тонну меда, нужно было вдвоем-втроем трудиться три-четыре дня. Евгений же обычно работал с отцом, а в этот раз тот приболел. И наемных рабочих не нашел.

- О своей пасеке несколько слов.
- У меня сейчас 100 семей. Пасека под Бийском. Ульи всех видов и калибров. И разные породы пчёл, потому что бываю там, в том числе со студентами. Нужно, чтобы ребята видели варианты.    

Экономика

- Алексей Сергеевич, вы здесь одной ногой – в науке, другой – в производстве. Поля – одно, разнотравье – другое. Рентабельность в пчеловодстве сейчас хорошая?
- Горы – третье… Объемы разные, как и стоимость меда, которая зависит от вида. Но рентабельность достаточно высокая, потому что пчеловод, как правило, делает многое сам и не закладывает в себестоимость свой труд. Даже расходники мало кто учитывает. В остальном животноводстве все это падает в себестоимость.
Есть проблема с искусственными медами. Заводское производство, крупные торговые сети на них сидят и, соответственно, «перегревают» рынок. Поэтому  пчеловоду реализовать свой мёд по достойной цене стало гораздо трудней. В торговую сеть не войдешь.  
Еще один момент – воск. В пчеловодстве ведь два основных продукта. Современные воскотопки, кстати, у нас в крае тоже производят.

- На воске хорошо зарабатывают?
- Спрос выше, чем на мёд. Более того, воск дороже. Скупают его по 400-450 рублей, а если сам выставил объявление – за светлый воск хорошего качества можно просить до 650 рублей.

- Выход воска меньше мёда?  
- Конечно. На небольшой пасеке – это десятки килограммов, а на крупной – уже серьезные деньги.

- А дополнительные продукты, как прополис и перга?
- Приносят очень хорошие деньги. Порой на дополнительной продукции делают почти столько же финансов, сколько и на основной. Но «промышленники» все-таки затачивают технологиюпод мёд.

Индикатор

- «Злая» тема – потравы. Вы не так давно рассказывали о «Карте» наиболее безопасных мест для пчел?
- У нас есть районы, где с потравами проблем нет вообще. Это Салаирский кряж,– восток и юг Алтайского края. Там нет больших полей. Еще одно безопасное место и прямая противоположность предгорью – это наша степная зона. Ковыльная степь, где основная медоносная культура – подсолнечник. Там мало диких опылителей, и местные аграрии делают для пчеловодов все, в том числе платят. Но объемы производства там, конечно, меньше.
Также в крае есть «неоднозначные», в хорошем отношении районы. Многое зависит от руководителей: от райсельхозуправлений, от хозяйств.

- Чтобы прекратить эту беду, остается транслировать лучший опыт. Или какие еще могут быть решения?
- В итоге нам нужно тщательней работать с химией. Лучший мировой опыт показывает, что можно обходиться без инсектицидов 1-го и 2-го класса опасности. Уходить от них нужно однозначно. Рассуждают так: ну вот, погибли пчелы, не человек же… Но пчелы на передовой, они первые, кто страдает. Они – индикатор. У ряда препаратов даже не указывают период полного распада, пишут – полураспад. Это значит, есть остаточное действие в растении, которое окажется на столе у нас.

- С точки зрения экономики, сколько недополучит хозяйство по определенной культуре, если та нуждаются в опылителях, а они, допустим, погибли от потрав?
- «Цену» этому знают аграрии-степняки. Там нет концентрации опылителей. Где «подковка» вокруг Барнаула – картина иная. Больше диких опылителей, больше пасек.Вот и создается иллюзия благополучия.  
Если говорить о влиянии на урожайность – есть точные данные. Опыт, кстати, простой, достаточно изолировать деляну от насекомых. Так вот, по многим культурам – урожайность увеличивается на 40-50% именно при опылении пчелами.
На меня даже фермеры обижались: «Дескать, нечего считать деньги в чужом кармане…».Но когда фермер занимается какой-то культурой, он несет большие затраты, а пчел не учитывает, на них не тратится. Исключение – «степняки».
С другой стороны, нужно повышать и грамотность пчеловодов. Среди них много самоучек. Далеко не все понимают, как правильно опылять поля. Это стратегия, с определенной расстановкой ульев.

Изыскания

- Вернемся к науке. Вы изучали влияние пробиотических подкормок на микрофлору кишечника пчел?
- Проблемы схожие с другими -водствами. У пчел свой набор болезней, благо, большинство не опасны для человека. Но это влечет потери, и им также нужна ветпомощь. Либо это сильные лекарства (антибиотики), либо альтернатива – пробиотики. Первые попадают в продукцию, вторые нет. Значит, работать в этом направлении нужно. Мы сейчас испытываем не только пробиотики, но и гидролаты. Это работа с эфирными маслами растений. Первые результаты положительные, многообещающие.  

- Вы изучали пыльцовый состав в Змеиногорском районе…
- На сегодня уже не только в нем. Во многих районах. Для чего и почему: Алтайский край в плане пчеловодства очень выгодно отличается от других регионов. Если в той же Башкирии один брендовый мёд – липа, - то у нас огромное разнообразие. И прежде чем смотреть пыльцу, я работал с гербарием. Еду в выходные в Солонешенский район, собираю видов 20 медоносов, интересных пчелам. Проходит неделя, еду туда же и собираю еще видов 20 – новых, которые зацвели и так все лето. Очень интересен вопрос, какие у нас меда и насколько отличаются. Зонально мы уже можем сказать, какие преобладающие меда можно получить на определенной территории и в какое время.  

- Немного о кадрах. Пчеловодству больше повезло с молодежью, нежели другим -водствам. Отрасль привлекательнее, потому что порог вхождения ниже?
- Конечно. Это хобби, приносящее хороший доход. И своя философия. Если пошел в пчеловодство – это на всю жизнь. Молодежь приходит. Мысли у них немножко другие, не как у меня в свое, советское, время. Сейчас у ребят амбиции. Кто-то идет «по наследству», кто-то самоучкой. Интернет изучают. Но там, смотря на кого нарвешься. Блоги частенько ведут новички, имеющие менее 10 пчелосемей. Два года работает и считает себя профи. Я – 26-й сезон в деле, и только все больше вопросов появляется…




Возврат к списку

Оценивать и ценить
Новости
24.04.2024
13:23
Автор: Глеб КОЛЕСНИКОВ
Агрохимической службе края – 60 лет
Аграрии края пробороновали 480 тысяч га
Новости
24.04.2024
13:03
Автор: Минсельхоз Алтайского края
На 23 апреля
Тракторист из Краснощековского района удостоен почетного звания
Новости
23.04.2024
11:09
Автор: t.me/tomenko_22
Иван Хышов принимает поздравления
Китай разгрузит российские склады с гречихой
Новости
23.04.2024
10:38
Автор: Алтайский крестьянин
в том числе алтайские
«Ануйское» в лицах
Новости
23.04.2024
10:20
Автор: Виктория БЕБЕКИНА
О лучших животноводах петропавловского района

Цифра дня

Еще 5 млрд рублей
выделило Правительство РФ на льготное кредитование аграриев. Общий бюджет этого направления составляет 215 млрд рублей.
выделило Правительство РФ на льготное кредитование аграриев. Общий бюджет этого направления составляет 215 млрд рублей.