Искать
При каких условиях эффективны биологические средства защиты
Автор: Елена НЕСТЕРЕНКО
27.03.2020
10:53
г. Барнаул
При каких условиях эффективны биологические средства защиты
В России сегодня есть всего два региона - Краснодарский края и Белгородская область, - где действует госпрограмма по биологизации земледелия. Однако и на Алтае биологические средства защиты растений производят, применяют и — что важно — изучают в научном сообществе. Такую работу ведут, например, в Федеральном Алтайском научном центре агробиотехнологий. Мы встретились с руководителем лаборатории защиты растений Георгием САДОВНИКОВЫМ, которые рассказал нам о предварительных выводах по поводу эффективности биологических СЗР и о том, как все-таки правильно их использовать.


- Георгий Геннадьевич, сегодня биологизация земледелия стала темой официальной. Когда АНИИСХ заинтересовался этой темой?

- Думаю, все-таки немного раньше, чем пошло всеобщее веяние. Тему биологических средств защиты растений начал продвигать Григорий Яковлевич Стецов, когда еще возглавлял лабораторию, и довольно успешно. Много внимания он посвятил изучению биофунгицидов для борьбы в том числе со ржавчиной, когда эта проблема стала актуальна для края особенно с увеличением посевов озимой пшеницы. Сам много сотрудничал с увлеченными людьми, например с Анатолием Гершковичем, который уже долгие годы продвигает тему органического земледелия.

Потом к нам лабораторию стали обращаться производители биологических СЗР – они есть в Барнауле, Новосибирске, - с которыми мы исследовали их препараты. Так что последние 3-4 года мы работали с биопрепаратами на делянках и опытных полях института, а также в некоторых хозяйствах края, и уже накопили определенный опыт.

- Вы, должно быть, хорошо изучили рынок, к каким выводам пришли относительно качества предлагаемых препаратов?

- Практически все, что предлагает сегодня отечественный производитель, взято с советских времен. Рывок в микробиологии в России был совершен в 1970-х гг, с тех пор кардинально нового ничего не придумали. Да, появляются обновленные штаммы, работают с увеличением титра спор, меняют форму препарата и питательные среды, но в целом число действующих организмов не так велико, хотя они различаются по принципу действия. Какие-то заселяют ризосферу, вытесняя патогены, какие-то выделяют метаболиты, подавляющие вредные организмы, а есть и такие, которые повышают иммунитет растения. В наших испытаниях мы пробовали разные препараты на семенах и по вегетации — стимуляторы роста, вещества с фунгицидным действием, биоинсектицид - и уже пришли к определенным выводам.


- Какой основной вывод уже сделан?

- Биология работает, но только при тщательном соблюдении ряда условий. Во-первых, нужно тщательно соблюдать регламент внесения. Например, большинство бактериальных препаратов с живыми бактериями фоточувствительны, т. е. вносить их нужно ночью или избегать прямого солнечного воздействия. Неплохо зарекомендовало себя протравливание семян.  Кроме того, многие биопрепараты достаточно требовательны к условиям и срокам хранения. Например, если мы говорим о жидкой традиционной форме ризоплана, на основе живых бактерий Pseudomonas fluorescens, то его нужно и хранить не больше месяца, и вносить при определенных температурах. 

Во-вторых, биологические средства практически всегда работают на профилактику, т. е. в ситуации эпифитотии — когда болезнь уже распространилась, - они точно не помогут без химии. Ну и в-третьих, биопрепараты нужно вписывать в агротехнологию, которая включает и другие необходимые защитные мероприятия — борьбу с сорняками, почвообработку, подкормки и другое.


- С какими культурами вы работали на полях института и есть ли уже готовые рекомендации по применению биологических СЗР на них?

- С зерновыми и бобовыми — пшеницей, включая озимую, горохом, соей, рапсом. Кстати, неплохие результаты получили по препарату с бактериями Bacillus subtilis, работая по ржавчине гороха. В один год этот препарат показал даже лучшие результаты, чем химический. Да и в целом против грибных и бактериальных инфекций он оказался действенным. При определенных условиях, как я уже говорил, - четком соблюдении регламента и высоком уровне агротехники. 

Мы отработали определенные схемы, но официальные публикации будут готовы только к 2023 году по сое. Исходя из опытов, могу сказать, что по пшенице мы протравливали семена и делали обработку в кущение, в выход в трубку (опционально) и по флаговому листу с полной дозой фунгицида. Это, кстати, я хочу особо подчеркнуть. С полной, не половинной, дозой химического фунгицида. Раньше мы рекомендовали как раз половину, но в результате дальнейших испытаний пришли к выводу: у биопрепарата и химического фунгицида разные механизмы действия, они не усиливают друг друга, поэтому используя половину нормы, мы рискуем создать резистентный штамм. Занижать норму биопрепаратов также нельзя.


- Можно ли сегодня обойтись без химии?

- Опыт органического земледелия в мире говорит, что да. Но с точки зрения традиционной науки в некоторых случаях использовать химические пестициды необходимо. Например при борьбе с семенными инфекциями, такими как пыльная головня или спорынья. Особенно важно это для семеноводческих хозяйств. Биопрепараты не имеют системного действия, они не проникают внутрь семени и не способны сдерживать развитие головневых заболеваний. Поэтому только химия. Да, если семена вы вырастили сами и проверили фитоэкспертизу их в Россельхозцентре, по результатом которой инфекционный фон оказался не высокий, то протравливать химией не обязательно. Однако если вы продаете их в другие хозяйства, лучше перестраховаться. Распространение болезней с семенами очень серьезная проблема. Особенно когда семена ввозятся из других регионов. Приобретая пораженные семена и размножив их, вы можете распространить инфекцию на своих полях. Но, самое печальное, перепродав такие семена экспансия инфекции продолжится — все хотят заработать. Так в свое время к нам попал колорадский жук, гороховая зерновка и много чего еще. 

Без химии не обойтись, если началась эпифитотия, т.е. болезнь распространилась на большую часть растений и надо «тушить пожар». Но также есть моменты, когда мы можем побороться только биопрепаратами. Например с бактериозами, от которых страдают все культуры, особенно бобовые. Ни азолы ни стробилурины их не берут, работает только старый ТНТД и то при небольшой пораженности. Зачастую пораженные семена проще заменить чем высевать при высокой пораженности бактериозами. В прошлом году мы включили препарат на основе Bacillus subtilis в схему по борьбе с бактериозами на сое и получили неожиданно хороший результат. Его еще нужно подтвердить, но все же эффективность биопрепаратов против бактериозов есть. 


- Почему некоторые полеводы не верят в биологические препараты, разочаровываются в них?

- Самая распространенная причина — не соблюли технологию. Речь не только о регламенте внесения. Речь о сроках применения, количестве обработок, а также о той работе, которую вели с культурой до момента заболевания, да и вообще, как работали с почвой. Биопрепараты содержат живые микроорганизмы, которые чувствительны к ряду факторов — температура, влажность, состояние почвы и так далее. Поэтому результат такой нестабильный в испытаниях. Живые организмы капризны в отличие от синтетических. Работай химией — получишь определенный результат. С биологией все намного сложнее. Поэтому нередко бывает так: аграрий купил по совету какой-то биопрепарат, как-то его применил, не получил результата и разочаровался - не работает. А проблема не в препарате, проблема в незнании.

Приведу пример на тему рапса и капустной моли, которая была очень актуальна в прошлом году.  Люди были не готовы к такой ситуации, продавцы химии часто давали нерабочие советы из серии работайте в жару, в  цветение и так далее, да и препараты рекомендовали не те. В итоге хозяйства теряли деньги, урожай, губили пчел. Мы на поле института провели две обработки на рапсе. Работали известным еще с советских времен лепидоцидом и контактным инсектицидом, и этого хватило. В чем секрет? В комплексе мер. Рапс довольно сильная культура, но его нужно защитить на ранних этапах. У нас на поле была высокая агротехника: чистые посевы, обработка семян, стартовая доза удобрений, поэтому и проблем больших с молью не возникло, культура ей противостояла.  В прошлом году был недостаток влаги плюс холод, чего рапс не любит. Добавьте к этому обилие крестоцветных сорняков, резерваторов моли, многократные химические обработки, несколько поколений моли, которые одновременно присутствовали в посевах рапса. В этом сезоне нас еще ждет это насекомое, и еще пару лет. Потом будет спад, а всплеск лет через 12. Это связано с солнечной активностью, как и у других насекомых. 

- А нужно ли вообще вникать в тему применения биологических СЗР рядовым растениеводческим хозяйствам?

- Биологизация земледелия – общемировая тенденция. Во-первых, у биологии есть свои неоспоримые плюсы. Прежде всего, это короткий период ожидания или его отсутствие. Если вы обрабатываете химическим фунгицидом горох, до уборки должно пройти не менее 40 дней. Это много. Или, скажем, выращиваете лекарственные травы, где вопрос безопасности обработок тоже остро стоит. Ну и к тому же биопрепараты безопасны для окружающей среды, полезных насекомых, пчел.

Во-вторых, страны с интенсивным сельским хозяйством уже столкнулись с проблемой резистентности. Да, можно уповать на то, что мы мало вносим пестицидов из-за низкой покупательной способности, но посмотрите: года 3-4 назад мы не делали фунгицидных обработок, а сейчас обрабатываем посевы порой до 3-4 раз за сезон. Смена технологий обработки почвы, использование современных интенсивных сортов разных культур изменили фитосанитарную ситуацию, пришли новые вредители и болезни. Многие хозяйства изменили технологию, перешли на минимальные обработки почвы. К сожалению, не учитывая нюансов этих технологий, мы также получаем большее количество сорняков, которые служат резерваторами болезней и вредителей. Капустная моль – один из примеров. Будут еще вспышки зерновой совки, озимой. Биология в этом случае помогает нам, во-первых, снизить риск резистентности при многократных обработках, а во-вторых, иммунизировать саму культуру, сделать ее устойчивее к патогенам. 

Поэтому мы говорим о совместном использовании препаратов. Химией мы «тушим пожар», когда болезнь уже распространилась. Ну и работаем с семенными инфекциями, я уже говорил. А биопрепараты имеют пролонгированный, профилактический эффект и должны быть вписаны в агротехнологию. 

Возврат к списку

Сыры из сельской глубинки
Новости
29.03.2024
12:20
Автор: Владимир ТУРУЛИН
Как курьинское ЛПХ развивает молпереработку
На базе ФАНЦА провели совещание по обеспеченности семенами
Новости
29.03.2024
12:16
Автор: Минсельхоз АК
под руководством замдиректора департамента селекции и семеноводства МСХ РФ Ивана Аристархова.
В крае подвели итоги деятельности племенного животноводства
Новости
29.03.2024
12:12
Автор:
и обозначили приоритеты его развития на среднесрочную перспективу
В Ростов за трактором
Новости
28.03.2024
10:23
Автор: Мария ЧУГУНОВА
Алтайские аграрии посетили новый тракторный завод Ростсельмаш
В АГАУ открыли выставку, посвященную целине
Новости
28.03.2024
10:18
Автор: пресс-релиз
В ее подготовке участвовали студенты
В степной зоне оценили всходы озимых
Новости
28.03.2024
10:16
Автор: vesti22.tv
состояние неутешительное

Цифра дня

В 24 раза
вырос импорт китайских тракторов в Россию с 2017 по 2023 год
вырос импорт китайских тракторов в Россию с 2017 по 2023 год