Три года на усть-пристанской земле трудится фермер из Читинской области Сергей ЕРМОЛАЕВ. Человек, далекий от сельского хозяйства, решил попробовать свои силы на земле, которая в то время пустовала. Три года назад цены на зерно были на пике. Это и привлекло предпринимателя, который вложил средства в организацию КФХ. В первый год пришлось затратить кругленькую сумму на приобретение техники и обработку заросшей сорняками земли. Сразу же фермер столкнулся с дефицитом кадров - найти надежных опытных механизаторов оказалось очень сложно. В этом году к предыдущим проблемам добавился еще и неурожай и тяжелая уборка, однако пока предприниматель сдаваться не собирается.
Ненужное зерно
В конце октября в КФХ еще вели уборку. День был хмурым. Свинцовые тучи затянули октябрьское небо. Поднялся ураганный ветер, неминуемо должен был начаться дождь. Тем временем ворох свежеубранной гречихи лежал на открытой площадке. При помощи погрузчика зерно засыпали в грузовой автомобиль, который перевозил его в складское помещение. Габаритный КаМАЗ заехать в склад советского времени постройки не мог. Управлял погрузчиком сам глава фермерского хозяйства.
Настроение у Сергея Владимировича было мрачнее нависшей над головой тучи. Убранная пшеница оказалась невостребованной. Слишком высокий уровень засоренности и влажности. Урожай с 300 га пока не получается пристроить. Даже в качестве зерноотходов на птицефабрику его не принимают из-за примеси татарской гречихи, опасной для птиц. Население тоже неохотно приобретает зерноотходы, разве что пайщики выбирают положенную им по договору долю натуроплаты.
С гречихой ситуация попроще, но цена на нее сильно упала. «С каждой тонны нам достанется не более 10 тысяч рублей. Ведь зерно влажное, засоренное, а это значит, что закупочная цена будет ниже, чем та, по которой принимают элеваторы. А если еще отминусовать НДС и налоги, то получим совсем неутешительный результат. Гречиха будет стоить дешевле пшеницы», - рассуждает фермер.
Влажность гречихи при обмолоте – 20%. С таким показателем переработчики готовы принять продукцию, но опять же со скидкой. Кроме того, гречиху в хозяйстве не подрабатывают, и доводить зерно до нужной кондиции придется уже на элеваторах. А это потребует дополнительных затрат.
В то же время гречиха – основная культура в хозяйстве. Из двух тысяч га в этом сезоне она заняла полторы тысячи. Также сеяли пшеницу, горчицу и лен, правда, ни с одной из этих культур заработать не получилось. Средняя урожайность гречихи по предварительным итогам – около 10 ц/га. Фермер надеется, что ее продажа позволит покрыть все расходы, которые хозяйство понесло в этом году.
Пары спасут
Несмотря на сложный год, деятельность фермер сворачивать не собирается. Однако посевную площадь планирует максимально сократить. Большая часть пашни пойдет под пар. С осени ее обработают гербицидами, а затем распашут. Фермер надеется, что следующий сезон не будет таким дождливым, иначе обработка паров от сорняков встанет дорого.
Предварительно Сергей Ермолаев собирается засеять 500 га гречихой, по остальным культурам решение пока не принято. Однако он позитивно отзывается об аграриях, которые выбирают более рентабельные культуры - рапс, лен и другие.
«В сложившихся условиях, - рассуждает Ермолаев, - фермеру проще всего продать землю какому-нибудь крупному аграрному холдингу. И это рано или поздно может произойти и в Усть-Пристанском районе. В таких компаниях работают целые аналитические отделы, которые внимательно следят за ситуацией с движением пашни. Если в каком-то районе больше паевой земли, ее очень просто выкупить, назначив высокую цену. И местные аграрии не устоят под напором мощных холдингов».
Но эти «страшилки» про коварные столичные компании мы уже слышим много лет. Но пока, слава Богу, ни одна из них в наш район свои щупальца не запустила. Большинство фермеров района даже не сомневаются, что они и впредь будут спокойно работать, не оглядываясь на «старшего брата».